Биография
Книги
Статьи


Контакт:
Вы можете написать
письмо Олегу Кривцуну по адресу:
kriol@deol.ru


Эстетика. Обложка книги.


О.А.КРИВЦУН
Э С Т Е Т И К А





   С о д е р ж а н и е





ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА 1.
ЭСТЕТИКА И ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ОБ ИСКУССТВЕ


Предмет эстетики. Возможности эстетического и искусствоведческого исследования искусства. Тенденция к расширению проблемного поля современной эстетики. Интеграция эстетики с культурологией, социологией, психологией, философией. Понятие художественного сознания. Проблема типологии художественного процесса. История художественных ментальностей и синтетическая история искусств. Идея самоценности искусства. Эволюция исторической потребности человека в искусстве.



Р а з д е л     п е р в ы й
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ


ГЛАВА 2.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Единство индивидуального и общественного в классической античности. Калокагатия как принцип художественного сознания. Разработка основных эстетических категорий. Платон: художественно-эстетическая выразительность как чувственное воплощение предельных сущностей. Аристотель о миметической природе искусства. Теория катарсиса. Понятие энтелехии и механизмы художественного творчества.



ГЛАВА 3.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭЛЛИНИЗМА.

Нарастание психологической углубленности в художественном творчестве эллинизма. Соотношение хтонической и героической мифологии. Особенности театральной культуры. Плотин и его теория эманации. Роль Цицерона в разработке теории художественного стиля. Гипертрофия эротического в художественном сознании. Философская патристика о символике художественного образа.



ГЛАВА 4.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Противоборство сторонников иконоборчества и иконопочитания. Художественные каноны искусства Византии. Символика цветов. Романский стиль. Готический стиль. Антикизирующие тенденции. Основные музыкальные жанры. Григорианский хорал. Литургическая драма. Фома Аквинский о природе прекрасного. Светские жанры литературы.



ГЛАВА 5.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Поэтапность возникновения ренессансных мотивов в искусстве и культуре. Реальность и иллюзорность художественного сознания Возрождения. Новый тип самосознания деятелей искусства. Истоки рационализма и наукообразия художественных теорий Возрождения. Внутренняя логика ренессансной художественной культуры и причины её кризиса.



ГЛАВА 6.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XYII-XYIII ВВ.).

Культурно-эстетический смысл перехода от последовательного к параллельному развитию художественных стилей. Драматизм духовной жизни человека Нового времени, её эстетико-философское осмысление и отражение в новых художественных тенденциях. Эстетические принципы барокко и классицизма. Противоречия художественной практики и её эстетический анализ у Дидро. Эстетика Просвещения о соотношении спонтанных и разумных начал в художественном творчестве.



ГЛАВА 7.
КОНЦЕПЦИЯ ИСКУССТВА РОМАНТИЗМА.

Причины возникновения романтического мироощущения в искусстве и эстетике. Воплощение идеи универсальной личности в художественном творчестве и теории искусства. Теория иронии Ф. Шлегеля. Достижения романтизма в психологическом обогащении художественного языка. Самоценный статус искусства в эстетике романтиков.



ГЛАВА 8.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА.

Искусство и эстетическое как примирение духовной свободы и природной необходимости в эстетике Канта. Теория искусства и эстетического воспитания Шиллера. Своеобразие искусства и художественного символа в философии Шеллинга. Гегель о природе эстетического и исторических судьбах искусства.



ГЛАВА 9.
ИСТОКИ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ.

Признаки неклассической эстетики. Взаимообогащение языка эстетической мысли и художественного творчества. Интенсификация темпов эволюции европейской культуры. Дискредитация классических представлений об искусстве. Бальзак, Стендаль, Флобер о новом статусе художественного творчества. Теории искусства Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора.



P а з д е л     в т о р о й
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ


ГЛАВА 10.
ИДЕЯ ДИСКРЕТНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА И ИДЕЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ: ПРОБЛЕМА СОВМЕЩЕНИЯ.

Принцип диахронического и синхронического изучения художественной культуры. История искусств и философия истории: проблема вектора художественно-исторического процесса. От идеи субординации художественных эпох к идее координации. Дискретность художественного процесса и проблема межэпохальных художественных смыслов. Асинхронность стилевого развития в разных видах искусств.



ГЛАВА 11.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ: ПОИСК
СМЫСЛООБРАЗУЮЩИХ ОСНОВАНИЙ.

История искусств как история как история событий и как история структур. Метод фактографического и метод реконструктивного исследования. "Силовое поле" художественно-исторического цикла как синтез разных эстетических измерений. Принципы выявления художественной типологии и метод кластерного анализа. Немецкая школа искусствознания: опыт обнаружения стадиальных признаков в истории художественной культуры. Теория художественных ритмов В.Деонна. Художественный, цивилизационный и общекультурный цикл: уровни объективности.



ГЛАВА 12.
ВНУТРИХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ.

Влияние культурных и психологических факторов на процесс формообразования в искусстве. "Художественная форма" и "художественное наполненность" в концепции Э.Панофского. А.Хаузер о комплексе стимулов художественной эволюции. Внутренние и внешние пружины в сложении эписистем М.Фуко. Возможности исторической поэтики в анализе механизмов самодвижения искусства.



Р а з д е л     т р е т и й
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИСКУССТВА



ГЛАВА 13.
ГНОСЕОЛОГИЯ ИСКУССТВА.

Проницаемость границ между символикой художественных образов и образов действительности. Теория мимезиса и природа художественной выразительности. Роль объективного и субъективного в создании символико-метафорического словаря искусства. Соотношение "синтаксиса действительности" и "синтаксиса искусства" в разных культурных эпохах. Семиотика о знаковой природе художественного образа.



ГЛАВА 14.
ОНТОЛОГИЯ ИСКУССТВА.

Онтологический статус произведения искусства. Понятие внешней и внутренней формы. Соотнесенность художественной символики с сущностными основами бытия. Роль интенции текста и интенции автора в процессе продуктивного бытия произведения искусства. Предпосылки онтологического богатства произведения искусства как открытой системы.



ГЛАВА 15.
ЭСТЕТИКА КАК АКСИОЛОГИЯ ИСКУССТВА.

Понятие истины и ценности в естественнонаучном и гуманитарном знании. Процессы "понимания" и "интерпретации" как неотъемлемое условие бытия художественного текста. Проблема обнаружения "следов" индивидуальной и социальной психологии в художественных смыслах. Рецептивная эстетика о возможностях реконструкции жизненного мира "другого". Актуализация художественного наследия как двуединый механизм репродуцирования и порождения. Историческая биография произведений художественной классики.




ГЛАВА 16.
УНИВЕРСАЛИИ В ИСКУССТВЕ.

Культурное бытие мифа и его воздействие на способы художественного мышления. Естественное мифотворчество и периоды "исторической принудительности" мифа в истории искусства. Исторический словарь мифов и кочующие художественные сюжеты. Содержательная и формальная стороны архетипа. Бинарные оппозиции в сфере художественного фантазирования. Дионисийское и аполлоновской начало, пластичность и живописность как универсалии художественного сознания. Роль художественного стиля и жанра в образовании межэпохальных поэтических формул.



Раздел четвертый
СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА



ГЛАВА 17.
ИСКУССТВО И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Несовпадение целей цивилизации и культуры в социологических теориях искусства. Противоречия между цивилизацией и культурой как пружина исторической эволюции искусства. М.Вебер: размежевание общественных и индивидуальных ценностей как причина кризиса художественной коммуникации. Роль искусства как духовно- оппозиционного начала в социологической теории А.Швейцера. А.Тойнби о продуктивной напряженности между цивилизацией и искусством.




ГЛАВА 18.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИСКУССТВА. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ.

Состав художественной культуры общества. Поиск эквивалентов между социальным и художественным в отечественной социологии 20-х гг. Взаимодействие внутрихудожественных и социальных факторов в развитии искусства. Адорно об иллюзорных и реальных функциях искусства в XX веке. Социально-художественные парадоксы развития искусства в условиях тоталитаризма.



ГЛАВА 19.
ЭЛИТАРНОЕ И МАССОВОЕ В ИСКУССТВЕ. ИЗУЧЕНИЕ АУДИТОРИИ ИСКУССТВА.

Социокультурные причины дифференциации элитарного и массового искусства. Истоки мифопоэтической формульности массовых жанров. Механизмы возвышения и снижения в профессиональном искусстве. Компенсаторная и гармонизирующая функция стереотипных тем и сюжетов в современной культуре, их катологизация в социологических исследованиях. А.Веселовский и В.Пропп об истоках устойчивых приемов коллективного художественного фантазирования. Дж.Кавелти о функционировании архаических элементов в современном художественном сознании. Роль художественно-стереотипных форм в процессе идентификации и социализации человека.



ГЛАВА 20.
ИСКУССТВО И ИГРА. ПОГРАНИЧНЫЕ ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Вплетенность игрового элемента в изначальное художественно- мифическое действие и сознание. Игра как потребность жизни в вымышленном мире. Проявление игрового начала в художественном содержании и в художественной форме. Художественные формы досуга как стихия неотрефлектированного игрового поведения. Взаимодействие социально обусловленного и игрового начала в феномене моды. Игровая стихия как барьер на пути идеологизации искусства.



Раздел пятый
КУЛЬТУРОЛОГИЯ ИСКУССТВА

ГЛАВА 21.
ОБ ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ "САМОДВИЖЕНИЯ" ДУХОВНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУР.

Несводимость факторов культурно-художественного развития к социальным стимулам. Состав духовной культуры. Обменные процессы внутри духовной культуры как источник ее самодвижения. Возможности искусства как генофонда культуры. Художественное творчество как инструмент и как цель культуры. Роль искусства в созидании и в разрушении культурных норм.



ГЛАВА 22.
ПОНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВИДЕНИЯ. КУЛЬТУРОТВОРЧЕСИЕ И КУЛЬТУРОЗАВИСИМЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСКУССТВА.

Становление художественного видения как проблема культурологии искусства. Представление о культурной типичности искусства. Влияние художественного творчества на утверждение новых ориентаций в культуре. Зависимость художественного творчества от господствующей картины мира, от культурной онтологии сознания, оптических возможностей эпохи. Опосредованные связи общекультурного и художественного. Относительность исторических типов художественного видения.



ГЛАВА 23.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНО УСТОЙЧИВОЙ И ПЕРЕХОДНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ЭПОХИ.

Экстатичность и избыточность художественных поисков в переходную культурную эпоху. Вспышки мистицизма, углубленный метафоризм и символика в искусстве переходных этапов; культ интуиции и психологизма. Тенденция к нормативности художественного творчества в устойчивую культурную эпоху; внимание к правилам художественной выразительности, высокий статус мастерства. Классицистский и романтический типы творчества как "вневременные полюса" художественной эволюции.



ГЛАВА 24.
АКТУАЛЬНЫЙ ВИД ИСКУССТВА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ.

Механизмы "передислокации" видов искусств в зеркале культурологии искусства. Взаимодействие рационального и нерационального в культуре как фактор миграции видов искусств. Причины возвышения изобразительной группы и неизобразительной группы искусств в относительно устойчивую и переходную культурную эпоху.



ГЛАВА 25.
ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДРАМАТИЗМА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ.

Драматизм как наджанровый признак искусства, как способ претворения социокультурных и художественных противоречий. Драматическое начало в процессе художественного формообразования разных эпох. Культурно-историческое своеобразие типов художественного драматизма. Драматизм как художнически выверенное "искусство нагнетания" и драматизм как эклектика разбившейся формы.



ГЛАВА 26.
ИСКУССТВО И ЦЕННОСТНЫЕ ФОРМЫ СОЗНАНИЯ.

Нередуцируемость художественного содержания. Опосредованный характер взаимосвязей искусства с другими формами творчества. Искусство и мораль. Особая роль негативных образов в истории искусства. Художественное и религиозное сознание: общее и особенное. Взаимодополнительность художественного и философского творчества.



Раздел шестой.
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА.

 

ГЛАВА 27.
СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА.

Психология искусства как междисциплинарное научное направление, его структура и основные подходы. Фрейд: признание за психическим самостоятельного значения. Роль детских впечатлений и вытесненных переживаний в творчестве художника. Юнг о природе коллективного бессознательного и его проявлении в искусстве. Психологический и визионерский типы творчества. Роль психологических механизмов в сложении форм поэтической речи (А.Веселовский, А.Потебня). Психологические аспекты художественного текста в исследованиях Л.Выготского.



ГЛАВА 28.
ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА.

Понятие творчества. Роль осознаваемых и неосознаваемых мотивов творчества. Природа и сфера действия интенции творческой личности. Переживание и его художественное воссоздание. Вдохновение и мастерство. Нейродинамика творческой деятельности; взаимодействие механизмов возбуждения и торможения и их влияние на процессы художественного творчества.



ГЛАВА 29.
ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Теория вчувствования Липпса. Особенности эмоционального воздействия реальных и художественных событий. Катарсис как процесс "самосгорания" аффектов и как процесс усиления аффектов. Осознаваемые и неосознаваемые элементы художественной установки. Механизмы апперцепции и проблема адекватного постижения произведения. Закономерности дифференциации элементов формы в визуальном восприятии. Типология массового художественного восприятия. Социально-психологические стимулы и препятствия художественного контакта.




ГЛАВА 30.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ИСКУССТВО.

Возможности изучения процессов психической эволюции человека на материале искусства. Действие культурно-психологических и социально-психологических факторов как отражение познавательной и мотивационной сфер. Условия перерастания художественного творчества из результата психического склада этноса в причину, формирующую этот склад. Законы контрастирующего и относительно самостоятельного развития психического и художественного. Механизм "психической мутации". Эволюция потребностей человека в зеркале филогенеза и онтогенеза.


Раздел седьмой.
ХУДОЖНИК.



ГЛАВА 31.
ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА: ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ.

Влияние устойчивых состояний, сопровождающих творческий акт на особенности личности художника. Проблема искренности и оформленности внутреннего переживания автора. Ролевые перемены в творчестве и театрализация бытового поведения художника. Лабильность психики как результат переживания высокой амплитуды чувств, максимального "собирания себя" в процессе творческого акта. Позитивный и негативный тип одиночества творца. Конфликт любви и творчества в жизни художника.



ГЛАВА 32.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА КАК КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

Наделенность талантом как предуготовленность к судьбе особого рода. Влияние стилистических форм творчества на стилистические формы личной жизни. Зависимость типов художественных биографий от исторических эпох. Понятия биографического сознания, системы биографий, предметной фактуры биографии. Фазы жизненного пути художника в их связи с социокультурными приоритетами.



ГЛАВА 33.
ЭВОЛЮЦИЯ СТАТУСА ХУДОЖНИКА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ.

Проблемы становления профессионального самосознания художника, обретения собственной идентичности. Положение художника в социальной иерархии как фактор мотивации творчества. Социально-психологические, правовые, экономические измерения статуса художника. Причины неравномерного положения представителей разных видов искусств в восприятии современников. "Эра салонов" как переход от аристократического к демократическому типу художественной жизни. Отсутствие перепроизводства художественной интеллигенции в России в отличие от стран Западной Европы. Принципы "подвижничества" и "артистизма" как разное определение предназначения художественной профессии.



Раздел восьмой.
ЭСТЕТИКА И ИСКУССТВО НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА.



ГЛАВА 34.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ XX ВЕКА О ПРИРОДЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И СУДЬБЕ ИСКУССТВА.

Принципы дифференциации эстетических теорий XX века. А.Бергсон о роли мифопоэтического творчества в нейтрализации чрезмерного развития рефлексии. Искусство как поиск "нашего основания быть" в эстетике А.Мальро. Культурологические основания экзистенциальной эстетики Ж.-П.Сартра и А.Камю: общее и особенное. Методология структурализма как воплощение идеи бескорыстной научности. Способы выявления инвариантов в микро- и макроструктуре художественного текста. Метафорическая эссеистика постструктурализма как метод обнаружения "остаточных смыслов" произведения искусства. Ж.Деррида о способах анализа внутренней противоречивости текста.



ГЛАВА 35.
ПУТИ ИСКУССТВА В КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА.

Отрицание традиций предшествующего искусства, углубление форм художественной опосредованности в искусстве модернизма. Влияние картины мира XX века на становление нового типа художественного видения. Изменение критериев художественности и проблема художественного контакта. Дискуссии о качестве образного строя искусства и критика катартической природы художественного творчества. Антиутопичность постмодернизма. Ирония, игровое начало, цитатность, культ аутентичности в искусстве постмодернизма.



base_bot.gif (2345 bytes)