КАТАРСИС - (греч. katharsis - очищение)
- одно из центральных понятий эстетики, служащее для обозначения эффекта
художественного удовлетворения как результата восприятия произведения
искусства. Понятие катарсиса возникло и получило разработку ещё в античной
эстетике. Необходимым условием возникновения катарсиса Платон считал
присутствие в художественном переживании противоположных чувств -
подавленности и возбуждения. Аристотель видел в катарсисе один из
важнейших элементов искусства трагедии. Катарсис, по его мнению, - это
<очищение от аффектов через страх и сострадание трагическому действию>.
Лессинг и более поздние авторы высказывали идеи о том, что посредством
катарсиса устраняются и сами негативные аффекты, такие, например, как
страх; через переживание катарсиса человек способен <укрепить себя> и
обрести новые силы устойчивости.
Подобные
идеи о природе катарсиса можно встретить и у мыслителей XIX века,
задумывавшихся над острой для этой эпохи проблемой - каков эффект
воздействия произведений, являющих средоточие негативных образов
реальности? Общий ответ, не раз впоследствии воспроизводившийся и в
отечественной эстетике, выразил Шиллер, полагавший, что "настоящая тайна
искусства мастера заключается в том, чтобы формою уничтожить содержание".
Вместе с тем, сегодня такое объяснение природы художественного катарсиса
является неудовлетворительным, во всяком случае, неполным. История
искусств демонстрирует, что в одних случаях художник действительно,
преодолевает формой содержание (прием, иногда ведущий к эстетизации
порока); в других - он обнаруживает не меньшее умение усиливать формой
негативную остроту содержания. Нередки случаи, когда именно отрицательные
свойства действительности художник стремится посредством выразительного
художественного языка (формы) не уничтожить, а представить явно и
осязаемо, полно и выразительно; не внести умиротворение в человека, а
заставить его содрогнуться от увиденного. По этой причине сводить механизмы
катарсиса только переживанию процесса уничтожения содержания формой не
вполне верно. Если эстетика ставит перед собой цель обсуждать вопрос о
возможностях социального воздействиях искусства, она принуждена изучать
более сложные возможности художественного эффекта, его многофакторные
механизмы. Толкование искусства как осуществляющего только функции
самосгорания аффектов (Выготский), невольно ограничивает его возможности
"терапевтическим" воздействием - умиротворяющим, успокаивающим,
гармонизирующим. Многообразие художественной практики XX века,
безусловно, не растворяется в этой функции и требует осмысления природы
художественного катарсиса в более сложной системе координат. На это
обращали внимание столь разные деятели культуры XX в. как Т.Адорно и
В.Шаламов. По их мнению природа катарсиса в определенной степени
выступает препятствием на пути активного, острого воздействия искусства на
публику, невольно <подрессоривает> любые художественные произведения,
повествующие об ужасах гуманитарных катастроф, страданиях людей.
Происходит это потому, что необходимым условием возникновения
художественного катарсиса является ощущение собственной безопасности.
<Есть какая-то неправда в том, что страдание становится предметом
искусства>, - отмечал в этой связи В.Шаламов. Междисциплинарные
исследования природы катарсиса в настоящее время ведутся психологами,
искусствоведами, философами.
Лит.: Василюк Ф.Е.
Психология переживания. М1984; Выготский Л.С.Психология искусства. М.1968;
Кривцун О.А. Психология художественного восприятия.// Кривцун О.А. Эстетика.
М.1998; Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.
М.1972.