ЭСТЕТИКА (от греческого aisthetikos) -
философская наука, изучающая природу всего многообразия выразительных
форм окружающего мира, их строение и модификацию. Эстетика
ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии
выразительных форм реальности. В широком смысле это универсалии
строения произведения искусства, процесса художественного творчества и
восприятия, универсалии художественно-конструкторской деятельности вне
искусства (дизайн, промышленность, спорт, мода), универсалии эстетического
восприятия природы.
Длительное время предмет
эстетики в отечественной науке определяли тавтологически - как <изучение
эстетических свойств> окружающего мира поскольку любой разговор об
активности художественной формы был недопустим. Вместе с тем, мировая
эстетическая наука, отстаивая идею о приоритете в искусстве и эстетике не
<ЧТО>, а <КАК> вела речь именно о выразительных формах,
переплавляющих сущность и явление, чувственное и духовное, предметное и
символическое. Процесс эстетического и художественного формообразования -
мощный культурный фактор структурирования мира, осуществления
чувственно-выразительными средствами общих целей культурной
деятельности человека - преобразования хаоса в порядок, аморфного - в
целостное. В этом смысле понятие художественной формы используется в
эстетике как синоним произведения искусства, знак его самоопределения,
выразительно-смысловой целостности.
Многообразие использования слова "эстетика" за пределами науки -
свидетельство широкой содержательности этого понятия, длительного
исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси. При всем
различии его употребления на обыденном и профессиональном уровне
("эстетика интерьера", "эстетика спектакля") это понятие обозначает единый
принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество как произведений
искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы.
Сам термин <эстетика> ввел в обращение в
середине XYIII немецкий философ-просветитель Н.Баумгартен, однако история
эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к
древним мифологическим текстам. Всегда, когда речь шла о принципах
чувственной выразительности творений человеческих рук и природы,
обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных
сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного
любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так
сложилось представление о мире выразительных форм (созданных человеком
и природой), выступавших предметом эстетической
рефлексии.
Активно обсуждалось их строение и
внутренняя структура - связь чувственной оболочки с символическим, духовным
содержанием, совмещенность в эстетическом явлении осознаваемых и
невыразимых с помощью слов качеств и т.д. Свойства произведений и
сопутствующие им чувства эмоционального подъема описывались через
понятие прекрасного, явившемся центральным в эстетической науке. Все
прочие эстетические понятия (возвышенное, трагическое, комическое,
героическое и т.п.), обретали свой смысл только через соотнесенность с
категорией прекрасного, демонстрируя безбрежные оттенки разных типов
чувственного восприятия мира.
Строго
говоря, весь корпус эстетической науки строится на основе понятия
прекрасного. Доброе - прерогатива этики; истинное - науки; другие, более
частные эстетические категории (трагического, сентиментального,
возвышенного и т. п.) являются категориями-<гибридами>, вмещающими в себя
и этическое, и религиозное содержание. Важно понимать, что фокусирование в
каком-либо понятии определенного типа эмоциональных реакций вовсе не
означает, что перед нами - тот или иной тип эстетического отношения. Так,
трагические или сентиментальные чувства, взятые сами по себе, есть предмет
для изучения своеобразия психологических реакций человека. Эстетическими
их делает преломлённость и выраженность в определенном качестве
художественной формы. Более того, именно распространенность,
повсеместность и массовость трагических, мелодраматических и комических
эмоциональных реакций породили в художественной сфере такие популярные
межэпохальные устойчивые жанры как трагедия, мелодрама, комедия. Само же
по себе трагическое или сентиментальное отношение в жизни (как и любое
иное, за исключением прекрасного), по существу, не является собственно
эстетическим переживанием и эстетическим отношением. Эстетический статус
все чувства приобретают лишь тогда, когда обозначаемое ими содержание
оказывается соответственно оформленным, начинает действовать на
художественной <территории>, когда эмоциональное переживание выражает
себя через произведение искусства, придающее ему особое эстетическое
измерение, выразительность, структуру, рассчитанную на определенный
эффект. Точно в такой же мере и природные явления способны посылать
эстетический импульс, когда их восприятие опирается на художественный
принцип, угадывающий за явлением - сущность, за поверхностью - символ. "Все
естественное прекрасно, когда имеет вид сделанного человеком, а искусство
прекрасно, если походит на природу",- отмечал Кант.
Подавляющее большинство эстетических категорий, с помощью которых
обозначают основные свойства искусства и суждения вкуса в повседневной
жизни, берут начало в античности. Эстетические категории - это наиболее
общие признаки, с помощью которых описываются процессы художественного
творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природа и
механизмы художественного восприятия. Первоначально
эстетическое знание было вплетено в систему общефилософских
размышлений о мире. Затем, на протяжении тысячелетней истории эстетика не
раз меняла лоно своего развития: античная эстетическая мысль развивалась в
рамках философии, средневековая - в контексте теологии, в эпоху
Возрождения эстетические взгляды разрабатывались преимущественно
самими художниками, композиторами т.е. в сфере самой художественной
практики. В XYII и XYIII веках эстетика интенсивно развивалась на почве
художественной критики и публицистики. Знаменитый этап немецкой
классической эстетики, воплотившийся в творчестве Канта, Шиллера,
Шеллинга, Гегеля, вновь был ознаменован созданием целостных эстетических
систем, охватывающих весь комплекс проблем эстетической
науки.
Таким образом развитие эстетических
представлений происходило путем чередования длительных периодов
эмпирических наблюдений с этапами расцвета больших теоретических
концепций, обобщающих философских теорий искусства. И одна, и другая
ветви эстетики стремились к поискам сущности искусства, тенденций и
закономерностей художественного творчества и восприятия. По этой причине
природа эстетических обобщений - философская, однако их источник не есть
чисто спекулятивное мышление. Эстетические суждения обретают
корректность на основе тщательного анализа художественной практики разных
эпох, понимания вектора и причин эволюции элитарных и массовых
художественных вкусов, наблюдений над творческим процессом самих
мастеров искусства. Большинство крупных философов, выступавших с
развернутыми эстетическими системами, хорошо знали конкретный материал
искусства, ориентировались в историческом своеобразии художественных
стилей и направлений. Таковы, в частности, были Гегель, Ницше, Бергсон,
Ортега-и-Гассет, Сартр, Хайдеггер и другие.
Особая природа эстетики как науки состоит в её междисциплинарном
характере. Трудность владения эстетическим знанием заключается в том, что
оно являет собою одновременно единство логической конструкции, высоких
обобщений, известной нормативности, совмещающихся с проникновением в
живые импульсы художественного творчества, реальные парадоксы
художественной жизни, эмпирику социального и культурного бытия
произведения искусства. Попытки выявления общих принципов
художественных стилей, порождающих принципов музыкального,
изобразительного, литературного творчества (также своего рода универсалий)
ведутся и в рамках отдельных искусствоведческих дисциплин -
литературоведения, искусствоведения, музыковедения. Всякий раз, когда
заходит речь не об анализе одного произведения искусства, а об общих
художественных измерениях группы искусств, специфики жанра или
художественного стиля - перед нами эстетический анализ. Упрощенно говоря,
эстетический анализ любых художественных форм выступает как макроанализ
(изучение в большой пространственной и временной перспективе), в то время
как специальное искусствоведческое исследование есть, преимущественно,
микроанализ (изучение "под увеличительным стеклом").
Эстетические универсалии выявляют
стержневые измерения социального бытия произведений искусства, процессов
художественного творчества, восприятия и выражают их через предельные
понятия - категории (пластичность и живописность, аполлоновское и
дионисийское, прекрасное и характерное и др.). В этом смысле эстетическое
знание выступает как созидание основных "несущих конструкций"
художественного мира, выражение немногого о многом и неизбежно
отвлекается от частностей, спрямляет отдельные особенности.
Искусствоведческий анализ, напротив, ближе к детальному, конкретному
исследованию, проявляет внимание к частному, отдельному, единичному,
неповторимому; это знание, представляющее многое о немногом.
В настоящее время отечественной эстетике
ещё предстоит в полной мере овладеть новыми подходами и методами.
Сказывается трудное наследие прошлых лет: догматическое толкование
основного вопроса философии о соотношении бытия и мышления приводило к
игнорированию внутренних возможностей самодвижения искусства, искажало
представления о закономерностях его исторической эволюции. Несмотря на
существование фундаментальных работ Г.Вельфлина, Т.Манро,
Э.Панофского, А.Хаузера, Г.Зедльмайера, Э.Гомбриха, показавших, что
художественное развитие в своих циклах не совпадает с социальным, имеет
собственную логику, в отечественной эстетике длительное время
доминировала тенденция сводить все отличительные стадиальные качества
художественной культуры к признакам общественно-экономических формаций.
Первоначальное табу на обобщение
реальных процессов, когда эстетическая концептуальность не привносилась бы
извне, а вырастала "изнутри" исторически изменчивого движения искусства,
постепенно привело к привычке игнорировать реальную историю искусств,
склоняло к рассуждениям о художественно-творческом процессе в герметичной
системе абстрактно-теоретических понятий. В действительности
подтверждалась тревога Ф.Шлегеля, опасавшегося, что в конъюнктурных руках
философия искусства превратится в то, что не будет обнаруживать в своем
содержании ни философии, ни искусства. Это обстоятельство повлияло на
скудость самого состава эстетических понятий, остававшихся в недавнем
прошлом в отечественной науке на уровне XIX века. Только в последние годы в
отечественных исследованиях началась разработка таких перспективных
понятий и категорий как художественная ментальность, художественное
видение, самодвижение искусства, устойчивые и переходные
художественные эпохи, неклассический язык искусства и эстетики и
др.
Проблемные узлы эстетической науки всегда
были исторически подвижны. В качестве современной мировой науки эстетика
существует во множестве ипостасей, вбирает опыт смежных дисциплин.
Эстетика на рубеже XX-XXI вв. отражает принципиально новую ситуацию в
культуре и искусстве, которую можно определить как разомкнутое, открытое,
неклассическое восприятие мира. Новейшие эстетические теории,
выдвигающие новые концепции предназначения искусства и его роли в
современном мире в большинстве случаев мало опираются на
предшествующую традицию. Их характерной чертой является быстрое
чередование, ротация и параллельное сосуществование противоположных
подходов. Редкому эстетическому направлению удается быть авторитетным
дольше 20-25 лет.
Если попытаться
дифференцировать всю панораму эстетических концепций столетия, можно
заметить, что они распадаются на два больших русла. Речь идет об
относительной поляризации концепций, в которых доминирует
рационалистическая либо интуитивистская ориентация, тенденция к
констатации либо к интерпретации, приверженность точным "сциентистским"
методам либо к оценочным. Одна линия в эстетике XX века развивается на
пограничье эстетического и философско-художественного анализа, отличается
беллетризованной формой, стремится осознать природу искусства и
художественного творчества сквозь призму человеческого субъективности.
Другое крыло эстетических поисков отмечено стремлением освободиться от
любой метафизики и субъективности, использовать методы точного анализа,
выявить в искусстве специальное поле исследований (художественный текст)
без человека, изучать его устойчивые единицы.
Продолжающиеся перспективные тенденции
интеграции эстетики с культурологией, искусствоведением, социологией,
психологией, философией приводят к существенному обогащению проблемно-
тематического поля современной эстетики.
Лит.: Каган
М.С. Эстетика как философская наука. СПб.1997; Кривцун О.А.
Эстетика.М.1998; Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий.
М.1965; Пинский Л. Поэтическое и художественное. Выразительное.// Вопросы
литературы. 1997.Март-апрель; Чередниченко Т.В. Тенденции современной
западной музыкальной эстетики. М.1989.