НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
- период развития немецкой эстетики (конец XVIII-первая половина XIX в.),
когда был создан преемственный ряд концепций Канта, Шиллера, Шеллинга и
Гегеля, осмыслявших природу искусства и эстетической деятельности человека
в рамках всеобъемлющих философских систем. Эстетические учения более
поздних этапов уже утрачивают это качество универсализма и всеохватности и
обращаются к анализу отдельных аспектов философии
искусства.
Внимание к эстетике у каждого из
перечисленных мыслителей было вызвано не столько специальным интересом
к искусству, сколько стремлением разработать необходимые компоненты,
придающие завершенность философской системе. Через оперирование
максимально обобщенными понятиями, использование диалектического метода
мышления применительно к анализу искусства, Кант, Шиллер, Шеллинг и
Гегель смогли вывести обсуждение эстетической проблематики на
принципиально новый уровень, поднять теоретическую планку эстетических
доказательств и выводов. После немецкой классической эстетики уже нельзя
было теоретизировать по поводу искусства так, как это делали, к примеру,
представители эстетики классицизма или Просвещения, зачастую сближаясь с
беллетристикой, опираясь на философию "здравого
смысла".
Достижения немецкой классической
эстетики связаны с разработкой идеи самоценности и обоснованием
уникальной духовной роли искусства в социальной истории (<искусство как
высший принцип человеческой деятельности>). Отсюда и важный тезис,
видящий ошибку всех предшествующих эстетических теорий в том, что они
искали цель искусства вне самого искусства, т.е. искали его понятие в чём-то
другом, чему искусство служит средством. Несмотря на различие систем и
методологических подходов представителей немецкой классической эстетики, в
их общей теории искусства много общего. Ключевые понятия, определяющие
природу искусства и прекрасного - "целесообразность без цели" (Кант),
"сущность в явлении" (Шиллер), "бесконечное, выраженное в конечном"
(Шеллинг). "абсолютная идея в её внешнем инобытии" (Гегель) выражают
взгляд на сферу эстетического как уникального средоточия и равновесия
противоположных начал. Смысл этих определений - в трактовке искусства и
красоты как некоей целостности, способной в силу своей интегративной
природы разрешать всевозможные противоречия, быть отражением всей
полноты универсума. Вместе с тем названные мыслители во весь голос говорят
об угрожающих искусству социальных процессах, делающих проблематичной
его судьбу как гармоничного духовного мира. Идеализация в искусстве делает
его ложным. Типизация замыкает художественное творчество рамками
негативных образов и также ведет в тупик. Мысль Гегеля о том, что
предметом художественного изображения может быть не всякое
содержание, а лишь то, которое мысль фиксирует как сущность обнажила
дефицит адекватных мировоззренческих ориентиров; дефицит, всю остроту
которого было дано испытать художественному творчеству последующих эпох.
Соч.: Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т.1-4. М.1968-1973;
Кант И. Критика способности суждения. // Собр.соч. в шести томах. Т.5. М.1964;
Шеллинг Ф.-В.-И. Об отношении изобразительных искусств к природе.
//Литературная теория немецкого романтизма. М.1934; Шеллинг Ф.-В.-И.
Философия искусства. М.1966; Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной
поэзии. Письма об эстетическом воспитании. //Собр.соч в шести томах.
Т.6.М.1959; Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.-Л. 1935.
Лит.: Афасижев М.Н. Эстетика Канта. М.1975; Гулыга А.В. Кант. М.1981; Гулыга
А.В. Шеллинг. М.1982; Кривцун О.А. Гегелевская концепция связи красоты и
искусства. //Искусство и действительность. М.1979; Кривцун О.А.
Конструирование мира искусства в философии Ф.-В.-Й. Шеллинга. //
Социально-эстетические проблемы познания искусства. М.1979; Шиллер Ф.П. -
Творческий путь Фридриха Шиллера в связи с его эстетикой. М.-Л. 1933. -92.