СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ -
совокупность приемов, направленных на достижение целостной
выразительности произведения искусства и образующих устойчивую
поэтическую формулу со своими постоянными элементами. По меткому
замечанию М,Шапиро "стиль не есть то, чем обладает искусство, стиль есть то,
чем искуство является". Понятие стиля по самой своей природе
свидетельствует о существовании устойчивого конструктивного принципа в
менталитете любого типа. Философы и культурологи используют не только
понятие <стиль искусства>, но и говорят о стиле жизни, стиле культуры. Не
только художественному творчеству, но и всем другим видам человеческой
деятельности присуще особое стремление образовывать выразительные и
связанные структуры. Выразительными средствами стиля говорит не только
искусство, но и сама эпоха. Стиль - это язык, обеспечивающий проникновенное
единство всех способов чувствования, мышления, поведения, творчества,
мировосприятия в культуре. Раз найденные композиционные и языковые
приемы, если они адекватны самосознанию той или иной эпохи, стремятся
расшириться, распространить свое господство не только на другие виды
искусств, но и на все формы деятельности человека - способы его восприятия.
переживания, общения, чувствования. В этом смысле любому стилю присущ
"империализм конструктивного принципа" (Тынянов).
Понятие стиля применяют для обозначения достаточно поздних течений в
искусстве, начиная со средневековья (романский стиль, готический стиль). Для
характеристики ранних устойчивых художественных тенденций в искусстве
древнего востока, античности используют понятие художественного канона как
в большей мере имперсонального фомообразующего принципа
.
Понятие стиля выступает важнейшим
инструментом структурирования и дифференциации всеобщей истории
искусств. Вплоть до середины XIX века стиль выступал главным принципом
членения мирового художественного процесса. Одно из первых обоснований
алгоритмов стилевого развития обнаруживается в XVIII веке. Так в концепции
Винкельмана всеобщий художественный процесс предстает как чередование
<правильных> и <неправильных> стилей: поначалу из <правильного
(античность) вырастало <неправильное> (средневековье с его искаженными
формами и пропорциями), а затем из этого <неправильного> вновь рождалось
<правильное> (Возрождение). За Возрождением следует барокко (вновь
<неправильное>), конкурирующее с <правильностью> классизизма и т.д.
Винкельман подметил один из верных принципов: стилевое развитие зачастую
движется по пути отрицания отрицания, одна художественная эпоха возникает
как отрицание другой.
Чрезвычайно важное
значение имеет то обстоятельство, что в XYII веке последовательное развитие
мировых художественных стилей сменяется их параллельным развитием,
взаимодополнительным сосуществованием. Если до этого в Европе готический
стиль приходит на смену романскому, а затем сам сменяется ренессансным
стилем, то в XYII веке почти одновременно возникают и развиваются большие
мировые стили, носящие наднациональный характер, охватывающие разные
виды искусств - барокко и классицизм. Данное наблюдение подтверждает
репутацию художественного стиля как феномена, способного быть
манифестацией общих тенденции культуры как целого. Возникновение явления
параллельного и равноправного развития мировых стилей явилось знаком
принципиально новой ситуации в европейской культуре: усиления
гетерогенности сознания, разрушения автоматизмов восприятия, рождения
феномена рефлексии, заставляющего сомневаться в раз найденных ответах,
реализовывать возможность выбора.
Мировые
стили не находятся в отношении подчинения, субординации. Каждый из них
обладает самоценной природой и только ему присущим онтологическим
смыслом. Совершенное искусство по этой причине возможно в любом стиле и
на любой сюжет. Анализ каждого стиля позволяет понять, какие приемы,
способы толкования мира, его поэтического претворения эпоха мыслит как
художественно совершенные и одновременно имманентные своей сути.
Внутренняя природа того или иного стиля поэтому наделена
содержательностью особого качества. Основополагающие стилевые приемы
эпохи всегда есть следствие ее предельного культурного видения и
оборачиваются особой трактовкой самой себя. Каждая эпоха, опредмечивая
себя в стиле, предстает осуществлением только ей присущей иерархии
ценностей.
Отмечая господство в исторической
эпохе того или иного стиля, мы, тем самым фиксируем наличие в ней особых
формообразующих начал, которые существуют в культуре ещё до момента
рождения произведения искусства и вторжение которых способно определять
характер его выразительности. Историко-культурная сила влияния
художественного стиля такова, что зачастую не столько стиль принадлежит
художнику, сколько художник ему: власть их продуктивно-созидательного
потенциала стиля проникает исподволь, рассеяна в особых интенциях
исторического сознания эпохи. Отсутствие в художественном творчестве
последнего столетия устойчивых стилевых течений, <исчислимого алфавита>
художественно-лексических приемов рождает сложные проблемы бытия
искусства, нередко делая весьма проблематичным сам процесс
художественного контакта.
Лит.: Вагнер Г.К. Канон и
стиль в древнерусском искусстве. М.1987; Лосев А.Ф. Проблема
художественного стиля. Киев.1994; Проблема канона. М.1973; Шапиро М.
Стиль.//Сов. Искусствознание. 1988, № 24; Устюгова Е.Н. Стиль как явление
культуры. СПб.1994;