ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВИДЕНИЕ - способ
интерпретации искусством господствующей картины мира, типа культуры,
менталитета. Каждая историческая эпоха демонстрирует свой тип
художественного видения и вырабатывает соответствующие ему языковые
средства. При этом возможности художественного воображения на любой
исторической стадии не беспредельны: каждый художник застает в свою эпоху
определенные "оптические возможности", с которыми он оказывается связан.
Доминирующие представления современников (картина мира) "стягивают" все
разнообразие художественных практик в определенный фокус, выступают
фундаментальной основой культурной онтологии художественного сознания
(т.е. способов бытия, творческого проявления художественного сознания в
границах соответствующей культурной общности). Типы художественного
видения, таким образом, имеют свою историю, и обнаружение этих слоев
может рассматриваться как важнейшая задача эстетики и культурологии
искусства. Изучение эволюции художественного видения способно пролить
свет на историю ментальностей, логику развития человечества как рода, на
стадии общекультурного процесса.
Художественное видение обнаруживает себя прежде всего в форме, в способах
построения произведения искусства. Именно в приемах художественного
выражения раскрывается отношение художника к модели и к действительности
не как его субъективная прихоть, а как высшая форма исторической
обусловленности. Вместе с тем на пути изучения типов художественного
видения в истории встает немало проблем. Так. нельзя не считаться с тем
фактом, что у одного и того же народа в одну и ту же эпоху разные типы
художественного видения сосуществуют. Эту расщепленность, к примеру,
можно наблюдать в Италии XV века, Франции XVIII века, России второй
половины XIX века. Чувство формы, которое является центральным для
понятия художественного видения, так или иначе соприкасается с основами
национального восприятия. В более широком контексте художественное
видение может быть осознано как порождающий источник общекультурной
ментальности эпохи. В этом смысле устойчивые формы художественного
видения эпохи имеют общий корень, единую основу с общими формами
созерцания в обыденном сознании и внехудожественном мышлении. Если это
так, то правомерной является попытка на материале искусства шаг за шагом
проследить эволюцию разнообразных типов художественного видения,
которые, будучи выстроены в закономерную последовательность, могли бы
пролить свет на историю человеческого восприятия в целом (опыты,
осуществленные Г.Вёльфлиным и М.Дворжаком).
Выявление в творчестве художников, писателей, композиторов общности того
или иного типа видения позволяет приблизиться к решению задачи построения
истории искусства без имен. Этапами этой истории искусства могли бы
выступить специфические типы художественного видения, которые в каждую
эпоху выступают ни чем иным как художественно превращенными формами
менталитета разных исторических эпох.