ХУДОЖНИК - субъект творческой
деятельности в сфере искусства. Личность художника и способность его
творческого воображения - одна из стержневых проблем мировой эстетики.
Начиная с ранних трактатов, мыслители отмечали иррациональные,
непостижимые механизмы художественно-творческого процесса,
невозможность выявления закономерностей, в соответствии с которыми
осуществляется творческий акт. Платон приходит к мысли, что в момент
творчества художник не отдает себе отчета в том, как он творит. Акт творчества
демонстрирует умение художника выйти за пределы себя ("ex-stasis", "ис-
ступление"), когда его душа проникает в мир запредельных сущностей.
Конечно, экстаз - это в некотором смысле безумие, изменение нормального
состояния души, но это, по Платону - <божественное безумие, божественная
одержимость> (<Ион>).
В целом, ни
объективные, ни субъективные предпосылки, взятые сами по себе, не могут
служить объяснением творческой продуктивности художника. Весь комплекс его
восприятия, мышления, поведения стимулируется целями творчества как
высшими в иерархии побудительных мотивов его личности. Достижению этих
целей способствуют, с одной стороны, направленная (осознанная)
деятельность художника, в которую включены его волевые усилия,
рациональная оценка намеченных целей, - т.е. определение того,
произведение какого жанра он стремится создать, какого объема, в какой срок,
ощущение внутренней ответственности за результаты и т.д. С другой стороны,
едва ли не большее значение в подготовке и осуществлении творческого акта у
художника приобретает так называемая непроизвольная активность. Она
отмечена непрерывным художественным фантазированием, это своего рода
внутренняя лаборатория, в которой клубятся, наплывают друг на друга,
прорастают подспудные переживания и их художественные формы. . Этот
скрытый от глаз, во многом хаотический и непроизвольный процесс вместе с
тем не может быть оценен как нецелесообразный, выпадающий из сферы
мотивации творчества. Спонтанной активности художника всегда присуща
определенная интенция - своего рода намерение, вписанное в природу самого
творца, несущее на себе отпечаток особой окрашенности его таланта. Уже
внутри творческой интенции живет нечто, что позволяет выбирать между
различными вариантами художественного претворения, не апеллируя к
сознанию, нечто, что запускает творческое действие, направляет, регулирует и
доводит его до конца.
Хрупкое
балансирование между интенцией собственного сознания и той мерой, которую
диктует природа самого предмета - механизм, объясняющий взаимодействие
внутри художника в каждый отдельный момент как сознательных усилий, так и
непроизвольной активности. Интенциональность творческого сознания
художника позволяет ему смотреть на себя как на своеобразный словарь, в
котором уже предуготовлены главные темы и способы их претворения.
В последнем столетии активно изучается
проблема взаимовлияния творческой и бытийной биографии художника,
позволяющая осмыслить его как особый психологический тип. Поскольку
творческий процесс не является выгороженной сферой, а составляет
единое целое с жизненным процессом художника, постольку не только
собственно творческая активность, но и разные формы бытийной активности
художника сопряжены с целями одного типа: созданием произведения
искусства, возделыванием благоприятной для этого почвы, изобретением
особых условий, провоцирующих художественное открытие. Устойчивые
состояния, которые провоцирует художественно-творческий акт и определяют
своеобразие личности художника. Одно из главных состояний,
сопровождающих творчество любого мастера - способность и потребность
жить в вымышленных ролях, непрерывная самоидентификация то с одним, то
с другим персонажем. Когда эта потребность безостановочного вживания
становится системой, она создает своеобразную надстройку над жизнью и
ставит художника в трудное положение. Он должен последовательно
переходить от действительности к вымыслу и от вымысла к
действительности, и такая смена положений, одновременное обладание
сразу несколькими формами существования вносит в его сознание
заметную дисгармонию. Другой важный компонент творчества -
необходимость достигать колоссальной концентрации сил в момент создания
произведения. Кумулятивный эффект от необходимости постоянной
концентрации, "собирания себя", необходимости удержания высокой
амплитуды чувств - повышенная впечатлительность, нервность, а порой -
неуравновешенная экзальтация, иногда принимающая болезненные формы.
Накопление наблюдений об этих состояниях уже в начале века дало повод
возникновению многочисленных исследований, трактующих психическую
патологию как имманентную составляющую гения (Нордау, Ломброзо и др).
Творец как самобытная личность всё время
меняет <формулу> своего существования, демонстрирует отсутствие
прикрепленности к одному видению, одной позиции, одной, не вызывающей
сомнения, идее. Его неостановимый переход от одного состояния к другому и
представляет собой собственно человеческое бытие культуры: бытие, знающее
осуществление, но не знающее осуществленного. В психологическом
феномене художника концентрируется, таким образом, ряд жизненно важных
характеристик, которые пусть в малой степени, но присутствуют в любом
человеке, способны объяснить смену ролевых установок, тягу к жизни в
воображаемом мире, его творческие порывы и
потребности.
Особая сфера изучения феномена
художника связана с анализом эволюции его статуса в истории разных
национальных культур; выявлением исторических вех и этапов становления его
самосознания, обретения художником собственной социальной идентичности.