ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА -
исследовательское направление, изучающее свойства и состояния личности,
обусловливающие создание и восприятие произведений искусства; социально-
психологические основы художественного процесса. Сложилось как
относительно самостоятельное в конце XIX века. В рамках т.н. социотропной
(фундаментальной) и биотропной (прикладной, экспериментальной) психологии
искусства с разных сторон изучаются формы участия сознания, эмоций, воли,
памяти, воображения, интуиции, врожденных и приобретенных способностей в
актах художественного творчества и художественного восприятия. Первые
специальные работы по психологии искусства сразу же обнаружили свой
междисциплинарный характер. Не все школы и направления психологической
науки одинаково близки к разработке проблем психологии искусства. Особое
значение для эстетико-психологического анализа имеют, как минимум, три
направления: ассоциативная психология, изучающая способы соединения
представлений по определенным правилам и проливающая свет на действие
механизмов художественного восприятия, принципы организации и
взаимодействия образной системы художественного текста. Существенное
значение для художественно-эстетических исследований имеет
гештальтпсихология - направление, разрабатывающее природу психики
человека с позиций теории целостности. Выявление единства действия
осознаваемых и безотчетных стимулов, типов личностей и темпераментов
напрямую связано с изучением психологического своеобразия фигуры
художника. И. наконец, чрезвычайную важность представляют разработки
теории бессознательного, проливающей свет на малоизученные процессы
художественного творчества и художественного восприятия. В разработку
последней весомый вклад внесла психоаналитическая школа. Обращает на
себя внимание разная трактовка роли бессознательного в художественном
творчестве, представленная в концепциях Фрейда и Юнга. Усилия первого
могут быть истолкованы как действия ученого-рационалиста, стремившегося
выявить границы и превращенные формы действия подсознательного с тем,
чтобы научить человека управлять этим подсознательным, т.е. обуздать его,
заставить подсознательное действовать в интересах сознания. Напротив, вся
система размышлений Юнга показывает, что в бессознательном тот видит
ценнейшую часть внутреннего мира человека. Доверие к бессознательному -
это доверие к глубинным основам жизни, которыми наделен каждый человек.
Фрейд полагал, что невроз - это помеха полноценной жизни, то, от чего следует
избавляться. Счастливый человек, по мысли Фрейда, не фантазирует, невротик
- фантазирует всегда, поскольку не вполне способен "легально" реализовать
свои желания. Другую позицию занимает Юнг, считая, что в определенной мере
невротическое состояние творчески продуктивно, есть удел художника:
"относительная неприспособленность есть по-настоящему его преимущество,
оно помогает ему держаться в стороне от протоптанного тракта, следовать
душевному влечению и обретать то, чего другие были лишены, сами того не
подозревая". Большая сила неосознанных внутренних влечений,
нереализованных порывов есть обещание и предпосылка творческого акта.
Таким образом Юнг настаивает на том, что не следует искоренять
бессознательное, оно способно дополнять сознание и плодотворно с ним
сотрудничать. На этом выводе Юнга были основаны многие последующие
психологические теории искусства, а также сама художественная практика -
творчество Пруста, Джойса, Дали, Лоуренс, Вулф, Магритт, которым
юнгианские положения послали сильный импульс, помогли сформулировать
собственные творческие манифесты. Современные исследования психологии
творчества отмечены особым вниманием к таким его механизмом как интенция
и мотивация.
Большой массив психологических
исследований посвящен изучению проблем художественного восприятия. В
этой сфере выделяются работы Т.Липпса (<теория вчувствования>), который
интерпретировал феномен художественного наслаждения как
"объектированное самонаслаждение". Главный эффект воздействия
произведения, по его мнению, впрямую зависит от умения преобразовать
полученные импульсы в собственное интимное переживание.
Основополагающую роль при этом играют индивидуальные воображение и
фантазия, способных создавать в вымысле "идеально возможную и полную
жизнь". С одной стороны, Липпс стремился выявить необходимый "минимум"
зависимости восприятия от объекта, отмечая элементарные влияния,
оказываемые пространственными композициями разного типа в архитектуре,
изобразительном искусстве, сценографии: мы поднимаемся вместе с высокой
линией и падаем вместе с опускающейся вниз, сгибаемся вместе с кругом и
чувствуем опору, воспринимая лежащий прямоугольник. И тем не менее,
иконографическая сторона произведения искусства не способна, по его
мнению, быть определяющим фактором восприятия. Вчувствование - это не
познание объекта (произведения искусства), а своеобразный катарсис, дающий
ощущение самоценности личностной деятельности. Обращает на себя
внимание известная близость теории художественного восприятия Липпса
Канту: по мнению обоих художественно-ценное связано не с объектом, а
зависит от духовного потенциала субъекта, его способности "разжечь" в самом
себе волнение и безграничную чувствительность. Широкую известность за
пределами психологии получили также теории художественного восприятия
А.Потебни, А.Веселовского, Л.Выготского.
Специальный раздел современной психологии искусства - историческая
психология - на основе анализа исторической панорамы произведений искусств
ставит цель изучения и воссоздания форм психической пластичности человека
в истории.
Лит.: Арнхейм Р. Искусство и визуальное
восприятие. М.1974; Арнаудов М. Психология литературного творчества.
М.1970; Выготский Л.С. Психология искусства. М.1968; Кривцун О.А.
Историческая психология и история искусств. М.1997; Кривцун О.А. Эстетика
как психология искусства. М.1996; Фрейд З. Художник и
фантазирование.М.1995; Юнг К. , Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М.1996.