ПРЕКРАСНОЕ - эстетическая категория,
характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством.
В истории мысли специфика прекрасного осознавалась постепенно: через
соотнесение его с другого рода ценностями - утилитарными (польза),
познавательными (истина), этическими (добро).
Синкретическое сознание, свойственное античной культуре, снимало вопрос о
собственно эстетической самоценности прекрасного. Последнее приобретало
смысл в связи с удовлетворением множества иных важных потребностей.
Характеризуя эстетически совершенное, античность изобрела собственную
категорию <калокагатия>, что означало единство прекрасного и нравственно-
доброго. Эстетически-прекрасное, таким образом, понималось одновременно
как этическое в своей основе, а также как средоточие всех иных совершенных
качеств, включая истинное, справедливое и т.д. Прекрасное как объективное
свойство, заданное самой природой и прекрасное как субъективное чувство
удовольствия сосуществовали и мыслились нераздельно.
Большинство эпох и философско-эстетических
систем вплоть до середины XIX века отождествляли понятия прекрасного и
художественного, красоты и искусства. Острые споры велись относительно
источника возникновения прекрасного, его онтологического статуса. С одной
стороны, прекрасное наделялось свойствами реально существующего
("прекрасное рассеяно в природе"), с другой - виделось достоянием творческой
личности ("художник сам владеет формой прекрасного"). То есть в природе
прекрасных явлений и произведений обнаруживаются как объективные, так и
субъективные стороны. Аристотель, например, склонялся к мысли, что
художественное - это осуществленное эстетическое; художник собирает,
группирует, шлифует явления окружающего мира, благодаря чему и
добивается особой выразительности произведения искусства. Показательно
восприятие в античной культуре произведений Гомера: по общему мнению у
Гомера нет не прекрасных вещей. Однако очевидно, что художественное
совершенство творений Гомера определяется отнюдь не каким-то
специальным ("прекрасным") содержанием. Следовательно, уже античная
эстетическая мысль развивала идею о том, что художественно-прекрасным
может стать любое содержание, предметом искусства способно выступать
бесконечное разнообразие реальных явлений. Фактически, когда эстетическая
теория пришла к такому заключению, она подняла проблему, остро
обсуждаемую и по сей день - проблему "искусство и зло". В какой мере
негативный жизненный материал может служить основой для создания
совершенных, прекрасных произведений искусства? Самый общий ответ,
варьировавшийся, начиная с античности, - это уникальные способности
художественной формы, способной преодолевать негативное жизненное
содержание.
Среди прочих категорий эстетики
прекрасное обладает особым универсализмом. Так, высказывая оценочное
суждение, вполне естественным будет отметить: <Это - прекрасная трагедия, а
это - посредственная>. Таким образом, понятие прекрасное и сегодня зачастую
трактуется как синоним художественности, оказывается неизмеримо шире всех
прочих эстетических оценок; оно как бы <подчиняет> их себе, приводит к
единому знаменателю эстетически совершенного, эстетически значительного.
Такого рода наблюдения склоняют многих исследователей к мысли, что
прекрасное есть единственная собственно эстетическая категория, а все
прочие - выступают <категорими-гибридами>, включающими в себя как
эстетическое, так и этическое содержание (категории <благородное>,
<трагическое>, <безобразное>), как эстетический, так и религиозный смысл
(категории <возвышенное>, <умиротворяющее>,
<просветленное>).
Исходя из того, что прекрасному
под силу чувственно воплощать невыразимые духовные сущности и,
одновременно, сообщать конкретным образам и явлениям символическую
неисчерпаемость, в истории не раз провозглашался лозунг о том, что <красота
спасет мир>. С одной из первых развернутых теоретических программ
преобразования человека через приобщение к прекрасному выступил Шиллер.
Восприятие прекрасного, на его взгляд, мобилизует все уровни психики
человека, актуализирует в процессе постижения красоты весь спектр
эмоциональных, логических, интуитивных способностей. По этой причине
систематические контакты с прекрасным могут помочь человеку свести к
минимуму негативное влияние цивилизации, нивелировать искривленность
своего существа.
О судьбе прекрасного в современном
мире много писал Гегель, который размышлял над дилеммой: искусство,
замкнутое в мире эстетического идеала и вымысла, прекрасное, но
неистинное; и искусство, вбирающее в себя все стороны противоречивой,
недостойной, низменной действительности, истинное, но далеко не
прекрасное. Философ предостерегал от противопоставления этих двух миров,
ибо лишь в своей соотнесенности они способны составить художественный
портрет конкретной действительности, сколь полнокровный, столь и не
теряющий идеала.
Возникновение в середине
XIX века т.н. неклассической эстетики способствовало вытеснению категории
прекрасного на периферию исследовательского интереса и художественной
практики. В теоретических работах Бальзака, Флобера, Ницше, Зиммеля
прекрасное начинает мыслиться не как коренное предназначение искусства, а
как одна из его особенностей. Дальнейшее дистанцирование понятий красоты и
искусства обнаруживается в XX столетии, когда представление о
художественности в большей степени начинает сближаться с понятиями
<выразительное>, <убедительное>, <интересное>, <занимательное>, нежели с
понятием прекрасного (Ортега-и-Гассет, Сартр,
Гадамер).
Лит.: Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История
эстетических категорий. М.1965; Самохвалова В.И. Красота против энтропии.
М.1990; Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М.1994; Тахо-Годи А.А.
Классическое и эллинистическое представление о красоте в действительности
и искусстве.// Эстетика и искусство. М.1966.