Биография
Книги
Статьи


Контакт:
Вы можете написать
письмо Олегу Кривцуну по адресу:
kriol@deol.ru



ПРЕКРАСНОЕ


    ПРЕКРАСНОЕ - эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика прекрасного осознавалась постепенно: через соотнесение его с другого рода ценностями - утилитарными (польза), познавательными (истина), этическими (добро).
    Синкретическое сознание, свойственное античной культуре, снимало вопрос о собственно эстетической самоценности прекрасного. Последнее приобретало смысл в связи с удовлетворением множества иных важных потребностей. Характеризуя эстетически совершенное, античность изобрела собственную категорию <калокагатия>, что означало единство прекрасного и нравственно- доброго. Эстетически-прекрасное, таким образом, понималось одновременно как этическое в своей основе, а также как средоточие всех иных совершенных качеств, включая истинное, справедливое и т.д. Прекрасное как объективное свойство, заданное самой природой и прекрасное как субъективное чувство удовольствия сосуществовали и мыслились нераздельно.
    Большинство эпох и философско-эстетических систем вплоть до середины XIX века отождествляли понятия прекрасного и художественного, красоты и искусства. Острые споры велись относительно источника возникновения прекрасного, его онтологического статуса. С одной стороны, прекрасное наделялось свойствами реально существующего ("прекрасное рассеяно в природе"), с другой - виделось достоянием творческой личности ("художник сам владеет формой прекрасного"). То есть в природе прекрасных явлений и произведений обнаруживаются как объективные, так и субъективные стороны. Аристотель, например, склонялся к мысли, что художественное - это осуществленное эстетическое; художник собирает, группирует, шлифует явления окружающего мира, благодаря чему и добивается особой выразительности произведения искусства. Показательно восприятие в античной культуре произведений Гомера: по общему мнению у Гомера нет не прекрасных вещей. Однако очевидно, что художественное совершенство творений Гомера определяется отнюдь не каким-то специальным ("прекрасным") содержанием. Следовательно, уже античная эстетическая мысль развивала идею о том, что художественно-прекрасным может стать любое содержание, предметом искусства способно выступать бесконечное разнообразие реальных явлений. Фактически, когда эстетическая теория пришла к такому заключению, она подняла проблему, остро обсуждаемую и по сей день - проблему "искусство и зло". В какой мере негативный жизненный материал может служить основой для создания совершенных, прекрасных произведений искусства? Самый общий ответ, варьировавшийся, начиная с античности, - это уникальные способности художественной формы, способной преодолевать негативное жизненное содержание.
    Среди прочих категорий эстетики прекрасное обладает особым универсализмом. Так, высказывая оценочное суждение, вполне естественным будет отметить: <Это - прекрасная трагедия, а это - посредственная>. Таким образом, понятие прекрасное и сегодня зачастую трактуется как синоним художественности, оказывается неизмеримо шире всех прочих эстетических оценок; оно как бы <подчиняет> их себе, приводит к единому знаменателю эстетически совершенного, эстетически значительного. Такого рода наблюдения склоняют многих исследователей к мысли, что прекрасное есть единственная собственно эстетическая категория, а все прочие - выступают <категорими-гибридами>, включающими в себя как эстетическое, так и этическое содержание (категории <благородное>, <трагическое>, <безобразное>), как эстетический, так и религиозный смысл (категории <возвышенное>, <умиротворяющее>, <просветленное>).
    Исходя из того, что прекрасному под силу чувственно воплощать невыразимые духовные сущности и, одновременно, сообщать конкретным образам и явлениям символическую неисчерпаемость, в истории не раз провозглашался лозунг о том, что <красота спасет мир>. С одной из первых развернутых теоретических программ преобразования человека через приобщение к прекрасному выступил Шиллер. Восприятие прекрасного, на его взгляд, мобилизует все уровни психики человека, актуализирует в процессе постижения красоты весь спектр эмоциональных, логических, интуитивных способностей. По этой причине систематические контакты с прекрасным могут помочь человеку свести к минимуму негативное влияние цивилизации, нивелировать искривленность своего существа.
   О судьбе прекрасного в современном мире много писал Гегель, который размышлял над дилеммой: искусство, замкнутое в мире эстетического идеала и вымысла, прекрасное, но неистинное; и искусство, вбирающее в себя все стороны противоречивой, недостойной, низменной действительности, истинное, но далеко не прекрасное. Философ предостерегал от противопоставления этих двух миров, ибо лишь в своей соотнесенности они способны составить художественный портрет конкретной действительности, сколь полнокровный, столь и не теряющий идеала.
    Возникновение в середине XIX века т.н. неклассической эстетики способствовало вытеснению категории прекрасного на периферию исследовательского интереса и художественной практики. В теоретических работах Бальзака, Флобера, Ницше, Зиммеля прекрасное начинает мыслиться не как коренное предназначение искусства, а как одна из его особенностей. Дальнейшее дистанцирование понятий красоты и искусства обнаруживается в XX столетии, когда представление о художественности в большей степени начинает сближаться с понятиями <выразительное>, <убедительное>, <интересное>, <занимательное>, нежели с понятием прекрасного (Ортега-и-Гассет, Сартр, Гадамер).
   Лит.: Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.1965; Самохвалова В.И. Красота против энтропии. М.1990; Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М.1994; Тахо-Годи А.А. Классическое и эллинистическое представление о красоте в действительности и искусстве.// Эстетика и искусство. М.1966.
   
   
   



Вернуться к списку статей.

base_bot.gif (2345 bytes)