КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРОВ
ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ
  
НА  ГЛАВНУЮ  РУССКУЮ  СТРАНИЦУ


ПОЛИТИКА ЧИСТОГО ПРОИЗВОДСТВА
Встреча министров окружающей среды
Баренцева Евро-арктического региона


План действий по чистому производству
  1. Распространение знаний, осведомленности,
    распространение информации, образование и обучение
  2. Интеграция
  3. Кооперация/коммуникация
  4. Реализация
  5. Исследовательская работа и развитие
  6. Ответственность за реализацию плана действий

1. Распространение знаний, осведомленности, распространение информации,
образование и обучение

Области проведения мероприятийКраткосрочные мерыДолгосрочные меры
1.1. Маркетинг

- организация коротких семинаров с целью повышения осведомленности компаний, предприятий розничных продаж, НГО, сообществ, профсоюзных организаций, средств массовой информации и т.д. о потребностях и выгодах чистого производства в перспективе жизненного цикла, а также о потребностях проведения конкретных мер и сотрудничества

- участие в различных семинарах, на которых будут представлены программы чистого производства


Текущие меры,
начало в 2003 г.




Текущие меры,
начало в 2003 г.
 
1.2. Базы данных

- на первом этапе: изучение вопроса о наличии баз данных, содержащих важную информацию о чистом производстве и определение потребностей создания баз данных в различных областях (например, наилучшей имеющейся техники, минимизации отходов и обращения с отходами, энергосбережения, возобновляемого топлива, экономии воды)

- на втором этапе: интеграция данных в виде одной или нескольких баз данных по чистому производству; разработка и развитие, и упорядочение соответствующих методологий и технологий

- предоставление информации в форме, удобной для пользования различными участниками в различных системах
Реализация
до 2004 г.










Реализация
до 2006 г.
1.3. Обучение

- дальнейшая разработка и усовершенствование систем обучения по чистому производству для компаний

- разработка новых систем обучения на основе принципов комплексной политики производства продукции, как, например, принципов жизненного цикла в перспективе жизненного цикла (для компании в целом)


Текущие меры,
начало в 2003 г.








Реализация
до 2006 г.
1.4. Обучение для университетов

- разработка и проведение программ обучения для преподавателей и студентов университетов с целью распространения знаний о чистом производстве и современных экологических методах на уровне университета и средней школы. Одной из задач является также стимулирование обмена знаниями о чистом производстве и чистой продукции между компаниями и университетами

- составление брошюр о чистом производстве и его выгодах
 


Реализация
до 2006 г.






наверх

2. Интеграция
Области проведения мероприятийКраткосрочные мерыДолгосрочные меры
2.1. и 2.2. Обзор мер и сетей коммуникации

- представление обзора мер по внедрению чистого производства и определение участников и мер/обязанностей на национальном, центральном, региональном и местном уровнях

- создание сетей коммуникации и координации между различными участниками и странами
Реализация
до середины 2004 г.
 
2.3. Обзор/разработка инструментов

- разработка в Баренцевом регионе инструментов, относящихся к продукции, таких, как Система экологического менеджмента, принцип жизненного цикла, экологическая маркировка, зеленые государственные закупки, отчеты об экологическом управлении, ответственность производителя, экологический дизайн (руководство), законодательство, налоги и т.д.

- стимулирование использования этих инструментов и подготовка рекомендаций (заметок) по применению принципа наилучшей имеющейся техники в различных секторах

- интеграция мероприятий по внедрению чистого производства и систем экологического менеджмента (подготовительная работа по сертификации в соответствии со стандартами ISO 14001) путем анализа конкретного случая (анализ жизненного цикла обеспечит необходимую информацию и позволит определить, в каких областях усовершенствование продукции является наиболее необходимым; однако такая информация должна быть предоставлена различным участникам в различных формах, подходящих для применения)

- предоставление анализов жизненного цикла для различных видов сырья и стимулирование использования возобновляемых материалов (древесины, энергии)


Реализация
до 2004 г.







Завершены
в Петрозаводске. Проводятся
в настоящее время
на двух предприятиях
в Северодвинске










Начало проведения
- 2004 г.








Реализация
до 2007 г.
наверх

3. Кооперация/коммуникация
Области проведения мероприятийКраткосрочные мерыДолгосрочные меры
3.1. (см. 2.1. и 2.2.)   
3.2. Диалог

- привлечение в России таких участников, как Российский Региональный экологический центр, Сетевой центр по обращению с отходами, Всемирный союз охраны природы, представительство Европейской программы в России, путем совместных проектов с центрами чистого производства с целью внедрения методологии и обучения чистому производству. Определение целесообразных мер по включению чистого производства в план действий в вышеуказанных организациях

Пробные проекты
будут
индентифицированы
и реализованы
в течение 2004 г.
 
3.3. Сети обмена информацией

- стимулирование и поддержка партнерства, кооперации и сетей обмена информацией между университетами Баренцева региона и Северных стран
 Начало проведения
- 2004 г.
3.4. Определение ролей

- укрепление сотрудничества между местными властями, промышленностью и техническими университетами путем определения ролей различных участников и мероприятий, а также путем распространения информации
 Пилотные проекты будут реализованы в 2006 г.
3.5. Анализ отдельных случаев/Положительные примеры

- создание анализов конкретного случая и положительных примеров достижений чистого производства и распространение информации о результатах
Проводятся
в настоящее время
 
наверх

4. Реализация
Области проведения мероприятийКраткосрочные мерыДолгосрочные меры
4.1. Использование законодательной базы

- оценка возможности применения существующего законодательства для стимулирования проведения чистого производства путем выявления соответствующих законодательных актов и недостатков в этой области, как, например, закон Российской Федерации об охране окружающей среды и наилучшей имеющейся в наличии техники
Начало реализации
пробных проектов -
2003 г.,
завершение -
до конца 2004 г.
 
4.2. Новая законодательная база

- оценка потребности в новых законодательных инструментах, необходимых для выполнения требований чистого производства, таких, как законодательные инструменты экономического стимулирования чистого производства и ответственности производителя
 Начало реализации
- 2005 г.,
завершение -
до 2007 г.
4.3. Встречи с представителями властей

- организация диалогов/встреч и подготовка информационных материалов для экологических властей с целью стимулирования применения ими стратегии чистого производства при разработке экологических стратегий и проведении мер
Текущие меры,
начало в 2004 г.
 
4.4. Финансирование

- расширение существующих двусторонних источников финансирования под руководством НЕФКО и стимулирование инвестиций в чистое производство
Реализация
до 2004 г.
 
4.5. (см 1.1. и 3.5.)   
наверх

5. Исследовательская работа и развитие
Области проведения мероприятийКраткосрочные мерыДолгосрочные меры
5.1. Интеграция аспектов потребления и производства

- стремление к интеграции аспектов устойчивого производства и потребления при пересмотре/разработке исследовательских программ на государственном уровне и в рамках ЕС

- определение потребности в новых знаниях о чистом производстве/устойчивом потреблении и производстве


Текущие меры,
начало в 2003 г.


Изучение
в 2005 г.
 
наверх

6. Ответственность за реализацию плана действий
В центре внимания плана действий находится Российская Федерация, однако некоторые из мер, в соответствии с планом действий, запланированы для проведения в странах-членах Баренцева Евро-Арктического Совета, принимающих активное участие в реализации плана действий. Наиболее важными участниками с Российской стороны являются те организации, которые уже в настоящее время занимаются вопросами чистого производства, то есть, Московский Центр чистого производства, а также соответствующие государственные и региональные власти. Мероприятия в Российской Федерации будут координироваться Министерством природных ресурсов.

В остальных активных странах-членах меры будут выполняться центрами чистого производства или соответствующими организациями, государственными и региональными властями. Мероприятия на государственном уровне будут координироваться Министерствами окружающей среды.

Государственные планы действий

С целью определения ответственных участников и разделения обязанностей в соответствии с планом действий, странами-участницами сотрудничества в Баренцевом регионе, принимающими непосредственное активное участие в реализации плана действий, будут разработаны национальные планы действий. Ответственность за разработку планов действий будут нести Министерства окружающей среды. В плане действий следует определить и назначить участников, ответственных за проведение мер/мероприятий, обозначенных в плане действий.
Государственные планы действий будут составлены не позднее декабря 2003 г.

Целевая группа по чистому производству будет осуществлять координацию выполнения данной задачи и явится движущей силой этого процесса.
наверх