КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРОВ
ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ
  
НА  ГЛАВНУЮ  РУССКУЮ  СТРАНИЦУ


ПОЛИТИКА ЧИСТОГО ПРОИЗВОДСТВА
Встреча министров окружающей среды
Баренцева Евро-арктического региона


Документ о политике по стратегии Чистого производства как элемента принципа жизненного цикла, представленный целевой группой по чистому производству
Для достижения устойчивого развития необходима меры по уменьшению воздействия продукции на здоровье человека и окружающую среду, поскольку любая продукция тем или иным образом оказывает пагубное воздействие на окружающую среду в процессе производства, использования или утилизации. Для минимизации воздействия на окружающую среду необходимо внимание ко всем стадиям жизненного цикла продукции и осуществление мер на тех стадиях, где они будут иметь наиболее высокую эффективность (Комплексная политика производства продукции, КПП). Чистое производство в перспективе принципа жизненного цикла - пригодный для начальной стадии подход, позволяющий добиться минимизации образования отходов и эмиссии вредных веществ от продукции, более эффективного использования ресурсов и уменьшения изменений климата.
Для развития Чистого производства мы намерены внедрять стратегию,
состоящую из следующих элементов:
  1. Создание потенциала посредством знаний, осведомленности, образования,
    распространения информации и обучения
  2. Интеграция - стимулирование сотрудничества и разработки средств и методов
    на основании принципа жизненного цикла
  3. Коммуникация - широкое участие и разделение ответственности
  4. Реализация - действия по принятию стратегии чистого производства
  5. Исследования и развитие - создание новаторских решений
  6. План действий - в целях реализации политики
  7. Контроль за выполнением - в целях постоянного совершенствования
  8. Финансирование

1. Создание потенциала посредством знаний, осведомленности, образования,
распространения информации и обучения

1.1. Путем повышения осведомленности и уровня знаний общества об устойчивом производстве и потреблении, а также воздействии продукции на окружающую среду и здоровье человека.

1.2. Путем предоставления лицам, занимающим ключевые позиции и ответственным лицам необходимой информации для организации экологически устойчивой практики обращения с продукцией на всех стадиях жизненного цикла.

1.3. Путем разработки информационных мероприятий и обучающих программ, а также компетентных консультационных услуг на базе ответственных государственных структур/ центров чистого производства с целью повышения уровня осведомленности о преимуществах чистого производства и распространения мероприятий по повышению деятельности по чистому производству на предприятиях, уделяя особое внимание производствам с высоким потреблением энергии и химическим производствам с целью уменьшения выбросов газов, разрушающих озоновый слой и токсических веществ.

1.4. Путем дальнейшего развития программ обучения школьников и студентов чистому производству в центрах чистого производства, школах и университетах с использованием современных экологических средств и методов (в частности, индикаторов экологической эффективности, анализа жизненного цикла (АЖЦ), экологических деклараций для продукции (ЭДП), систем экологического менеджмента (СЭМ), экологической эффективности, экологического дизайна, экологической маркировки, ответственности производителей и т.д.).
наверх

2. Интеграция - стимулирование сотрудничества и разработки средств и методов
на основании принципа жизненного цикла

2.1. Путем применения принципа жизненного цикла, а также идентификации и вовлечения участников различных стадий процесса жизненного цикла продукции.

2.2. Путем стимулирования сотрудничества между государственными, центральными, региональными и местными структурами в каждой их стран Баренцева региона и координации действий на государственном уровне.

2.3. Путем стремления к производству продукции, оказывающей минимальное отрицательное воздействие на здоровье человека и окружающую среду в течение своего жизненного цикла, стимулируя применение эффективных средств и методов - таких, как законодательство, налогообложение и принцип наилучшей имеющейся в наличии техники (НИТ), а также таких выборочных и рыночных средств и методов, как системы экологического управления, экологическая маркировка, анализ жизненного цикла, экологические декларации продукции, экологический дизайн и т.д.
наверх

3. Коммуникация - широкое участие и разделение ответственности
3.1. Путем вовлечения ключевых участников, таких, как компании, предприятия розничной продажи, профсоюзные организации, средства массовой информации и т.д.; путем распространения среди ключевых участников идей о необходимости разделения ответственности и сотрудничества, распространения информации, а также путем координации деятельности по чистому производству между различными участниками.

3.2. Путем вовлечения российских участников, работающих в сфере охраны окружающей среды (НГО, ассоциации, объединения, компании и т.д.) через участие в совместных проектах с центрами чистого производства в целях внедрения методологии чистого производства и обучения в этой области, а также интеграции метода ЧП в деятельность этих структур.

3.3. Путем поддержки партнерства, сотрудничества и сетей обмена между университетами Баренцева региона и Северных стран.

3.4. Путем укрепления сотрудничества между местными властями, промышленными предприятиями и техническими университетами.

3.5. Путем развития практики анализа конкретных примеров чистого производства, выявления положительных примеров и инициатив чистого производства и распространения их результатов.
наверх

4. Реализация - действия по принятию стратегии чистого производства
4.1. Путем применения существующего экологического законодательства для разработки мер по внедрению стратегии чистого производства.

4.2. Путемоценки возможностей разработки новых законодательных инструментов, необходимых для выполнения требований чистого производства, таких, как законодательные инструменты экономического стимулирования чистого производства и ответственности производителя.

4.3. Путем стимулирования применения экологическими властями стратегии чистого производства совместно с принципом жизненного цикла в качестве средства развития экологической политики и осуществления мер.

4.4. Путем пропаганды экономических выгод применения чистого производства для стимулирования интереса компаний и потенциальных инвесторов.

4.5. Путем применения стратегии чистого производства как важного инструмента национальной экологической политики.
наверх

5. Исследования и развитие - создание новаторских решений
5.1. Путем развития и поддержки исследований в области устойчивого производства и потребления и перехода от решений "на конце трубы" к стратегиям предотвращения загрязнения.
наверх

6. План действий - в целях реализации политики
6.1. Путем составления конкретных государственных планов, содержащих кандидатуры лиц, способных взять на себя ответственность за проведение в жизнь и успешное выполнение общего плана действий.
наверх

7. Контроль за выполнением - в целях постоянного совершенствования
Отчет о выполнении настоящей политики и плана действий по чистому производству будет представлен на заседании министров в 2005 г на основании отчетов от каждой страны. Целевая группа по чистому производству будет продолжать свою работу по мониторингу и поддержке разработки государственных планов действий и осуществлению политики чистого производства до получения дальнейших указаний.
наверх

8. Финансирование
Для реализации Политики чистого производства и выполнения плана действий необходимо финансирование и поддержка со стороны стран, принимающих непосредственное участие в реализации плана действий. Целевая группа по чистому производству рассмотрит возможность привлечения средств из существующих источников для обеспечения инвестиций и финансирования мероприятий по чистому производству. Для продолжения мероприятий и инвестиций в области чистого производства необходимо привлечение имеющихся в наличии региональных источников финансирования ЕС таких, как ТАСИС, особый Фонд природоохранного партнерства Северное измерение и международные финансовые институты: Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Северный Инвестиционный Банк и т.п. и НЕФКО.
наверх