КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРОВ
ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ
  
НА  ГЛАВНУЮ  РУССКУЮ  СТРАНИЦУ


ДЕКЛАРАЦИЯ
Встреча министров окружающей среды
Баренцева Евро-арктического региона


1. Министры по охране окружающей среды Баренцева Евро-арктического Совета (СБЕР), представляющие Данию, Исландию, Финляндию, Норвегию, Швецию и Российскую Федерацию, в шестой раз встретились 28 августа 2003 года в г. Лулео с представителями Европейской комиссии и странами наблюдателями - членами СБЕР и приняли настоящую декларацию.

2. Министры по охране окружающей среды, члены СБЕР:
  • а) напомнили об обязательствах, принятых в 1993 году в Киркенесской декларации и в последующих декларациях, принятых министрами по охране окружающей среды на заседаниях в Бодо (1994 г.), в Рованиеми (1995 г.), в Санкт-Петербурге (1997 г.), в Умеа (1999 г.) и в Киркенесе (2001 г.)
  • b) руководствуясь обязательствами Декларации премьер-министров, принятой 11 января 2003 года в Киркенесе в ознаменование ее десятилетия, отметили, что меры по охране окружающей среды должны стать неотъемлемой частью всех сфер деятельности региона
  • c) подчеркнули важную роль Баренцева Регионального Совета и его Рабочей группы в области охраны окружающей среды
  • d) одобрили работу в рамках второго Плана действий ЕС по Северному измерению и природоохранному партнерству Северного измерения
  • e) одобрили подписание Многосторонней ядерно-экологической программы в Российской Федерации (МНЭПР)
  • f) еще раз подтвердили обязательства, принятые на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Иоганнесбурге и цели, выработанные на Правительственной конференции в Киеве
  • g) с беспокойством отметили возможное воздействие изменения климата в Баренцевом регионе и выразили готовность тесно сотрудничать в реализации мер по смягчению воздействия изменения климата и адаптации к последствиям такого изменения
  • h) подтвердили, что все страны Баренцева региона готовы к выполнению решений Конвенции в рамках ООН по изменению климата и задач Киотского Протокола и с нетерпением ожидают открытия Полигона в Балтийском регионе, чтобы немедленно приступить к выполнению решений Протокола
  • i) одобрили и утвердили доклад Рабочей группы СБЕР по охране окружающей среды

Промышленное загрязнение
3. Необходимо в дальнейшем уменьшить загрязнение Баренцева региона промышленными, муниципальными и сельскохозяйственными отходами. Для разработки проекта требуется полная информация и подробный анализ воздействия отходов на загрязнение окружающей среды. Желательно, чтобы проекты опирались на инициативы местных властей и обсуждались на региональных форумах. Обновление NEFCO/AMAP в тесном сотрудничестве с Российской Федерацией перечня мест наибольшего загрязнения - "горячих точек" дает хорошую основу для дальнейшей деятельности.

4. В будущем ожидается увеличение производства нефти и транспортировки нефти и других опасных веществ. Исходя из этого, необходимо следовать высоким стандартам по охране окружающей среды в сочетании с активным использованием оценки воздействия на окружающую среду.

5. Министры по охране окружающей среды - члены СБЕР одобрили:

  • a) обновление NEFCO/AMAP перечня мест наибольшего загрязнения - "горячих точек", одобрили относящиеся к нему рекомендации и подчеркнули необходимость эффективного использования как существующих, так новых финансовых возможностей, таких как Фонд партнерства Северного измерения по охране окружающей среды
  • b) возможность создания мер по охране окружающей среды и тесного сотрудничества для выполнения необходимых требований по безопасной перевозке как наземным, так и морским транспортом для обеспечения эффективной защиты окружающей среды суши, прибрежных и морских территорий
  • c) положительные примеры инвестиций в область охраны окружающей среды в Баренцевом регионе, например, модернизация металлургического комбината Печенганикель, и подчеркнули необходимость постоянного контроля и мониторинга за воздействием на окружающую среду
  • d) контроль за выполнением проекта по охране окружающей среды реки Кола, разработанного под покровительством СБЕР
  • e) работу по улучшению водоснабжения, качества воды и санитарных условий региона и подчеркнули необходимость активизировать эту деятельность, связанную с выполнением Задач развития на тысячелетие и Иоганнесбургского плана реализации, учитывая работу Комиссии ООН по Устойчивому развитию и задачи, принятые на Конференции Министров окружающей среды в Киеве
наверх

Чистое производство
6. Стремясь к устойчивому развитию, необходимо поставить производство и потребление на должный уровень и обратить внимание на такие неустойчивые тенденции, как истощение природных ресурсов и изменение климата, а также выбросы опасных химических веществ и увеличение количества отходов. Эти аспекты охраны окружающей среды относятся в большей степени к производству и потреблению и к воздействию на окружающую среду различных стадий жизненных циклов продукции. Акцент на чистое производство и реализацию систем мер по охране окружающей среды приведет к значительным положительным результатам, таким как сохранение ресурсов, сокращение стоимости, увеличение дохода населения и уменьшение загрязнения окружающей среды.

7. Министры по охране окружающей среды - члены СБЕР договорились о разработке стратегического документа, включающего План действия по чистому производству в перспективе жизненного цикла продукции, с целью создания платформы для скоординированного развития устойчивой деятельности по охране окружающей среды в Баренцевом регионе и продвижения систематизированной и всеобъемлющей программы по чистому производству и по другим программам различного уровня.

8. Министры по охране окружающей среды - члены СБЕР одобрили дальнейшие усилия по установлению тесного сотрудничества между Центрами чистого производства, Баренцевыми Евро-Арктическими Центрами по эффективному использованию энергии и Рабочей группой по охране окружающей среды.
наверх

Защита природы и биологическое разнообразие
9. Баренцев регион имеет особое значение в Европе и во всем мире в отношении охраны его девственной природы и здоровых экологических систем, на которые в первую очередь влияет традиционная деятельность человека. Охрана и использование био-разнообразия является важным моментом в достижении целей, определенных в Йоханнесбурге и в Киеве.

10. Министры по охране окружающей среды - члены СБЕР договорились:
  • a) о необходимости продолжать и укреплять работу по идентификации приоритетных территорий для сохранения биологического разнообразия в Регионе, поддерживать создание охраняемых территорий и сотрудничать с властями по созданию экологических регионов
  • b) учитывая успехи, достигнутые при выполнении Программы Арктического совета по охране флоры и фауны Арктики (CAFF), по созданию представительной Сети охраняемых приполярных территорий создать подобную Сеть, включающую и наземные, и морские территории для Баренцева региона
  • c) о необходимости уделить особое внимание к определению специальных охраняемых территорий по защите последних имеющихся старовозрастных лесов в Европе
  • d) для охраны биоразнообразия и оставшихся в Европе последних центров дикой природы, необходимо определить методы и средства для сведения к минимуму дальнейшей фрагментации среды обитания в Баренцевом регионе, продолжая работу CAFF
  • e) о необходимости поддерживать сотрудничество с АМАР, CAFF Арктическим Советом по охране флоры и фауны и Международным Союзом охраны природы, соответствующими неправительственными организациями, такими как WWF, по координации оценки и мониторингу био-разнообразия и загрязнения окружающей среды с целью охраны Баренцева моря и наземных экосистем
  • f) считать работу Региональной Рабочей группы по охране окружающей среды с разработкой ее стратегического плана по качеству воды и био-разнообразию важнейшей деятельностью на региональном уровне по улучшению окружающей среды в Баренцевом регионе
  • g) о важности продолжения выполнения необходимых мер по сохранению и восстановлению морских биологических ресурсов в Баренцевом море на устойчивых уровнях
  • h) о необходимости расширять сотрудничество с целью поддержки Российской инициативы по выполнению программы "Национальное наследие Баренцева Региона: Сохранение природы в интересах будущего поколения"
наверх

Устойчивое лесное хозяйство
11. Устойчивое ведение лесного хозяйства является предпосылкой для экономически, социально и экологически надежной деятельности, основанной на использовании леса на продажу и как средства существования на местном уровне. Устойчивая политика по сохранению лесного хозяйства должна учитывать экосистемный подход и вопросы охраны окружающей среды при использовании леса.

Министры по охране окружающей среды - члены СБЕР договорились, что:
  • a) особое значение имеет дальнейшая работа по укреплению экологического измерения в рамках существующих программ, таких как Программа по охране лесного сектора Северного Измерения и работа Целевой группы лесного сектора в рамках Рабочей группы ЕС, включающая их работу по развитию модельных лесов и принятие комплексного подхода к усилению экологического подхода в области лесного хозяйства Баренцева региона
  • b) необходимо одобрить разработку и реализацию схем, основанных на рыночных отношениях, для сертификации мер по устойчивому ведению лесного хозяйства
наверх

Изменение климата и возобновляемые источники энергии
13. Изменение климата повлияет на экономическую деятельность и благосостояние населения Баренцева региона. Хрупкие экосистемы Арктического региона чувствительны к изменению климата. Для совместных действий крайне необходим расширенный мониторинг и оперативный обмен информацией по воздействию таких изменений климата в регионе. Необходимо наладить тесное сотрудничество с Арктическим советом.

14. Для достижения уменьшения выброса парниковых газов и для выполнения Иоганнесбургского Плана реализации необходимы меры по эффективному использованию энергии и стимулированию возобновляемых энергетических источников. Устойчивое использование энергии и энергоресурсов представляет жизненный интерес для будущего в Баренцевом Регионе.

15. Министры по охране окружающей среды - члены СБЕР договорились, что:
  • a) Рабочая группа по охране окружающей среды должна продолжить тесное сотрудничество с Рабочей группой по использованию энергии для стимулирования использования возобновляемых источников энергии, таких как биоэнергии
  • b) жизненно важно определять как позитивные примеры, так и препятствия на пути к выполнению и разработке Совместных проектов реализации относительно биоэнергии и других возобновляемых источников энергии
  • c) Баренцева Рабочая группа по использованию энергии является связующим звеном для сотрудничества в сфере эффективного использования энергии в Баренцевом регионе. Сотрудничество по использованию энергии в Балтийском регионе представляет собой основу для сотрудничества в этой области между Баренцевым и Балтийским регионами
наверх

Региональные и местные действия
16. Деятельность и проекты по улучшению окружающей среды Баренцева региона в основном представлены на региональном и местном уровнях. Возможность сотрудничества на местном уровне должно быть ключевой позицией в деятельности Рабочей группы по охране окружающей среды.

17. Министры по охране окружающей среды - члены СБЕР одобрили:
  • a) привлечение специального внимания видных политиков и общества в странах Баренцева региона, расширение сотрудничества между муниципалитетами и обучение вопросам охраны окружающей среды детей и молодежи, дальнейшее содействие и поддержка этой деятельности с целью будущего устойчивого развития Баренцева региона
  • b) сотрудничество по разработке и реализации методов и проектов по охране культурного наследия и поощрения использования потенциала для экологического туризма в Регионе через прямое сотрудничество местных муниципалитетов
  • c) работу по развитию системы сертификации качества экологического туризма, адаптированной для Баренцева региона, с применением, например, результатов Конференции ООН по экологическому туризму в Гемаване и схем зарегистрированных специальных обозначений (знаков) национального и международного экологического туризма, такую как "Nature's Best" - лучшая природа
  • d) усилия по укреплению трехстороннего сотрудничества между охраняемыми природными территориями Пасвик-Инари для разработки концепции Зеленого пояса Фенно-Скандии как части Европейского Зеленого пояса
наверх

Будущая деятельность
18. Иоганнесбургский План реализации призывает региональные и субрегиональные учреждения и органы эффективно следовать выполнению Повестки 21 и решениям Всемирного саммита по устойчивому развитию. Министры по охране окружающей среды - члены СБЕР полностью одобряют данный подход и принимают обязательства направить свою деятельность на выполнение задач, поставленных в Йоханнесбурге.

19. Министры по охране окружающей среды - члены СБЕР подчеркнули необходимость продолжения деятельности Рабочей группы по охране окружающей среды и попросили эту Группу:
  • a) продолжать процесс обновления списка "горячих точек" NEFCO/AMAP, который ведет Рабочая группа по охране окружающей среды совместно с NEFCO и соответствующими федеральными, региональными и местными партнерами, для разработки действий, уже в течение 10 лет нацеленных на уничтожение этих точек
  • b) эффективно содействовать реализации Стратегии чистого производства Баренцева региона и подготовленного Плана действий, также с целью улучшения обращения с химическими веществами
  • c) сотрудничать с Баренцевым региональным советом в работе по координации проектов и программ по охране окружающей среды
  • d) вносить свой вклад в работу по проблемам изменения климата в Баренцевом регионе и стремиться принести как можно больше пользы в выполнении совместных проектов реализации в сфере защиты окружающей среды
  • e) находить средства для укрепления сотрудничества в сфере водоснабжения и качества воды
  • f) продолжать укреплять сотрудничество в области устойчивого лесного хозяйства совместно с Целевой группой лесного сектора, включая охраняемые территории и сохранение биоразнообразия, учитывая работу Международного контактного форума по охране среды обитания в Баренцевом регионе и Рабочей группы по охране окружающей среды Баренцева региона
  • g) содействовать сотрудничеству и координации деятельности по охране окружающей среды:
    • - в рамках политики Северного измерения Европейского союза и Партнерства по охране окружающей среды Северного измерения
    • - с другими органами СБЕР, особенно с Рабочей группой по экономическому сотрудничеству и Рабочей группой по использованию энергии
    • - в деятельности по охране окружающей среды других органов, таких как Арктический Совет, Совет государств Балтийского моря, Северный совет министров и в рамках различных международных мероприятий
    • - в работе Партнерства по охране окружающей среды, провозглашенного на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге, в процессе "Окружающая среда для Европы", в развитии материалов Конференции министров окружающей среды в Киеве и доклада на Седьмой встрече министров по охране окружающей среды - членов СБЕР по вышеизложенным положениям
наверх