БЮЛЛЕТЕНЬ
Программа "Чистое производство" в России и СНГ
Выпуск №13-14, октябрь 2003 год
ОГЛАВЛЕНИЕ  БЮЛЛЕТЕНЯ



Доклад рабочей группы по охране окружающей среды для представления на заседании
министров окружающей среды Баренцева региона в Лулео 28-29 августа 2003 года
Раздел 4 Доклада.   Чистое производство


В программе действий рабочей группы по охране окружающей среды на 2001-2003 гг. выявлена необходимость развития и укрепления процесса чистого производства и указана его роль как средства достижения экономической и экологической эффективности.

Чистое производство является приоритетным средством достижения экономической и экологической эффективности (экоэффективности) в российской промышленности. Начиная с 1994 г, более чем 1600 инженеров предприятий Российской территории Баренцева региона получили знания о том, как сделать деятельность их предприятий и производственные процессы более экологически безопасными. На 500 предприятиях были осуществлены соответствующие меры. Это означает, что в Программу вовлечены все наиболее крупные производства. Несмотря на рентабельность инвестиций в проекты чистого производства, на сегодняшний день они проведены лишь на незначительном количестве предприятий. Возвратный фонд инвестирования чистого производства НЕФКО является важным финансовым инструментом для проектов с низкими затратами и быстрой окупаемостью; однако она показала себя недостаточной для достижения значительных успехов в реализации проектов.

В целях более систематического внедрения Программы как на региональном уровне, так и на уровне отдельных предприятий, необходима разработка платформы для согласованной и устойчивой деятельности по развитию чистого производства в Баренцевом регионе, а также четкое разделение ответственности между различными уровнями управления.

На сегодняшний день большинство проектов по реализации чистого производства являются негосударственными и сосредоточены на производственных процессах. Другие же стадии жизненного цикла продукции практически не затронуты. Воздействие отходов на окружающую среду являются лишь одним из ряда воздействий, вызванных выработкой ресурсов, разработкой, производством, транспортировкой, продажей, использованием и утилизацией продукции. Таким образом, основное внимание должно уделяться оценке и улучшению экологической эффективности продукции в течение всего жизненного цикла в целях наиболее эффективного использования сырья, энергии и воды, а также минимизации выброса отходов и вредных веществ. Следует также стремиться к более тесному сотрудничеству между различными участниками процесса в течение всего жизненного цикла продукции. Для достижения этого необходима общая стратегия повышения чистоты производства.

По инициативе Рабочей группы по охране окружающей среды в октябре 2002 г. была образована целевая группа по чистому производству. В задачи группы входит разработка документов о политике и плана действий по чистому производству и представление этого документа на заседании министров в августе 2003 г. В течение 2002-2003 гг. проведены три заседания Целевой группы, разработан документ о политике и план действий.

Рассматривая данный вопрос в более широком контексте (в контексте комплексной политики производства продукции), необходимо принять во внимание весь жизненный цикл продукции, от выработки сырья до производственных процессов, транспортировки продукции, использования, вторичного использования и утилизации. Однако, в целях упрощения реализации стратегии чистого производства в Баренцевом регионе документ о политике и план действий предлагают более узкий подход к данным вопросам. Основное внимание будет сосредоточено на уровне отдельных предприятий. При этом будут приняты необходимые меры по координации, сотрудничеству и распространению информации различным сторонам, задействованным на различных стадиях жизненного цикла продукции и иным важным общественным структурам, как, например, федеральные, региональные и местные администрации и ответственные лица, ученые, университеты, СМИ, НГО и т. д. Однако, документ о политике и последующие меры будет служить основой для дальнейшего развития по использованию комплексной политики для производства продукции. В центре внимания Плана действий будет Российская территория Баренцева региона, вместе с тем некоторые из мер запланированы для проведения во всех странах-участницах сотрудничества в Баренцевом регионе.

В центре внимания документа о политике и плана действий находятся следующие области:
  1. Информированность, образование и тренинг - создание потенциала посредством распространения знаний, повышения информированности, образования и тренинга
  2. Интеграция путем стимулирования участия, сотрудничества и разработки средств и методов
  3. Сотрудничество и коммуникация через широкое участие
  4. Реализация стратегии чистого производства через конкретные действия
  5. Исследование и развитие путем поиска новаторских решений