БЮЛЛЕТЕНЬ
Программа "Чистое производство" в России и СНГ
Выпуск №8-9, июль 2001 год
ОГЛАВЛЕНИЕ  БЮЛЛЕТЕНЯ



Международный семинар "Аспекты охраны окружающей среды в рамках "Северного измерения" Европейского Союза
Л. Янчик

Термин "Северное измерение" означает приоритетное внимание Европейского Союза к использованию нефти, газа, леса и других природных ресурсов Северо-Запада России через развитие инфраструктуры (добычи, транспортировки, сети различных коммуникаций, увеличение пунктов пересечения границы, преимущественно с Финляндией, как единственной страной-членом ЕС, граничащей с Россией)


Семинар проводился в Москве 11 мая 2001 г. Швецией, страной- председателем ЕС, Европейской комиссией и Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Основными задачами семинара были, как это сформулировано организаторами семинара:

  • Подготовить предложения по дальнейшему сотрудничеству России и ЕС в области охраны окружающей среды с учетом приоритетов экологической политики России
  • Оценить и конкретизировать положения "Плана действий по "Северному измерению" во внешней и приграничной политике ЕС на 2000-2003 годы" в части природоохранного сотрудничества в регионе
  • Обсудить потребности разработки и реализации экологических инвестиционных проектов в северо-западном регионе России в рамках Плана действий по "Северному измерению"
  • Обсудить основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды (климатические изменения, энергосбережение, гармонизация природоохранного законодательства, выполнение международных соглашений и т.д.)
В семинаре приняло участие около 140 представителей международных, федеральных и региональных государственных, неправительственных организаций России и зарубежных стран.

Работа семинара проводилась на пленарных заседаниях и во временных рабочих группах, которые были созданы по следующим темам:
  1. Экологическая политика России и ЕС в рамках "Северного измерения" (стоимость экологической деградации, общая выгода от реализации природоохранных инициатив, процедуры проведения оценки воздействия на окружающую среду) как инструмент природоохранной стратегии для лиц, принимающих политические решения
  2. Оценить и конкретизировать положения "Плана действий по "Северному измерению" во внешней и приграничной политике ЕС на 2000-2003 годы" в части природоохранного сотрудничества в регионе
  3. Разработка экологических инвестиционных проектов в рамках Плана действий по "Северному измерению" в регионе Балтийского и Баренцева морей
  4. Международное сотрудничество по вопросам потребностей ЕС и России в природных ресурсах в рамках "Северного измерения", гармонизации природоохранного законодательства и выполнения международных экологических обязательств и конвенций
Представители РНЦЧП участвовали в работе семинара и его рабочих группах, где рассказали о работе Центра по распространению Программы "Чистое производство", об опыте работы с инвестиционными проектами и о роли Программы "Чистое производство" на Северо-Западе России как действенного и малозатратного инструмента по предотвращению загрязнения и отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

Наибольший интерес для участников семинара представила речь Комиссара Европейского союза по вопросам окружающей среды г-жи Маргот Валлстрем, которая выразила уверенность в том, что "сотрудничество ЕС и России в вопросах окружающей среды может и должно быть глубже". Г-жа Валлстрем подчеркнула, что такое сотрудничество соответствует интересам более широких экономических и социальных реформ в России. "С точки зрения перспективы внешней политики окружающая среда уже в течение нескольких лет признается главным аспектом отношений между Европейским Союзом и Россией. Сотрудничество по вопросам окружающей среды - это ключевая часть Общей стратегии ЕС в отношении России, которая была одобрена главами государств и правительств ЕС на Совете Европы в Кельне в июне 1999г". В частности, под заголовком "Общие задачи Европейского континента" говорится следующее: "окружающая среда является общей собственностью народов России и Европейского союза. Разумное использование природных ресурсов, организация переработки ядерных отходов и борьба против загрязнения воздуха и воды, в особенности в пограничных областях, являются нашими приоритетами в данной сфере".

В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией (СПС) обе стороны приняли на себя обязательство создать "общеевропейское экономическое и социальное пространство". Защита окружающей среды является составной частью этого обязательства.

По словам г-жи Валлстрем, "политика в области окружающей среды еще часто воспринимается как ограничивающее и контролирующее бремя для экономики, как помеха для экономического развития и препятствия на пути повышения уровня жизни", и далее … "С этой точки зрения политика в области окружающей среды рассматривается всего лишь как сектор, соревнующийся с другими секторами за средства в своего рода игре "с нулевой суммой" между победителями и проигравшими. Охрана окружающей среды обычно выступает в роли проигравшего".

Действительно, "иногда требуется сделать сложный выбор между экономическими и экологическими задачами. Но в очень большом количестве областей экологические задачи скорее дополняют, нежели соперничают с социальными целями. На самом деле это две стороны одной медали. Прогресс в защите окружающей среды зависит от экономического и социального развития, но также и действия по защите окружающей среды приносят важные экономические и социальные выгоды".

Эффективная политика и стандарты в области защиты окружающей среды является непременным условием для успешного экономического и социального развития России.

Среди основных областей двустороннего сотрудничества России и ЕС такие, как:

  • Гармонизация стандартов и законодательства по охране окружающей среды
  • Содействие инвестициям в защиту окружающей среды в России
  • Гармонизация процедур оценки воздействия на окружающую среду
Г-жа Валлстрем выразила готовность ЕС продвигаться в реализации программы совместной работы по защите окружающей среды для России, особенно в тех областях, в которых интересы защиты окружающей среды совпадают с более широкими экономическими и социальными приоритетами Правительства России, в том числе в вопросах здравоохранения и роли чистой питьевой воды, где необходима реформа системы водоснабжения для решения вопросов возрастающей угрозы для здоровья населения.

Основной вывод г-жи Валлстрем - политика в области окружающей среды важна потому, что она может использоваться в качестве инструмента помощи России в достижении ее более широких экономических и социальных целей.

Отчет о результатах работы семинара будет направлен его организаторами всем участникам семинара