DEOLНomePage
Мужской клуб
Медицина
Природа и мы
Культура. Искусство
Отдых
Справки
Образование
Погода
Поиск
Прогулки
по Интернет
Оружейный двор
Каталог невест
Шеф повар
"Рыболов-Elite"
"Рыболов"
|
|
|
"ЛЮФТФАУСТ" |
И ЕГО ПОТОМКИ
|
|
идее создания зенитных ракет в Третьем рейхе обратились еще за несколько лет до начала второй мировой войны. Но, лишь когда победоносное шествие вермахта застопорилось, когда союзники повели масштабное наступление с воздуха на города Германии, а советские штурмовики все больше донимали гитлеровские войска, немецкие конструкторы вплотную занялись проектированием такого оружия.
Особое внимание уделялось разработке переносных пусковых устройств для ракет малого калибра. Главной целью нового оружия должны были стать самолеты-штурмовики, действовавшие на малых высотах. Не все проекты были реализованы. Так, на бумаге остался зенитный гранатомет "Хандфен". Он должен был состоять из трех 73-мм пусковых труб, соединенных в блок, и стрелять ракетами массой 3,2 кг. Аналогичная участь постигла проект "Планета", создававшийся для ПВО cухопутных войск в январе 1945 года. Для запуска боеголовки из семи 30-мм ракет планировалось использовать пусковую трубу гранатомета "Панцершрек". Главной особенностью боеголовки было то, что она после короткого полетного времени разделялась и образовывала крестообразную зону поражения радиусом около 100 м. Не был реализован в металле и зенитный гранатомет "Флигерфауст" с шестью трубами-направляющими калибра 30 мм, где в качестве поражающего элемента должны были использоваться снаряды авиапушки Мк-108 общей массой 330 г и массой разрывного снаряда 75 граммов.
До производства реактивных переносных пусковых устройств дело довела только лейпцигская фирма "Хуго Шнайдер А.Г." ("ХАСАГ"). Инженеры этой компании открыли новую страницу в истории ракетного дела. Они создали вполне пригодный для боевого применения зенитный гранатомет, стреляющий залпами малокалиберных ракет по низколетящим самолетам.
Заказ на проектирование фирма получила в июле 1944 года. До сентября разрабатывался четырехствольный вариант, получивший обозначение "Люфтфауст А". Для стрельбы из него использовались 20-мм неуправляемые ракеты. Запуск их осуществлялся вышибным зарядом дымного пороха, он же приводил в действие маршевый двигатель ракет. Такой принцип имел свои плюсы и минусы, последних, правда, оказалось больше. К плюсам, прежде всего, относилась увеличенная дальность полета ракет. Главным недостатком являлась низкая меткость нового оружия. Причина заключалась в том, что динамические импульсы вышибного заряда и маршевого двигателя ракеты накладывались друг на друга, что нарушало устойчивость снаряда в полете. К тому же короткая
(250 мм) ракета с небольшими хвостовыми стабилизаторами сильно рыскала и быстро отклонялась от заданного направления, а пусковое устройство из четырех направляющих не создавало необходимой плотности огня.
Инженеры "ХАСАГ" не отказались от своей идеи, и вскоре появилась новая модель, "Люфтфауст Б". Вместо связки из параллельных стволов пусковое устройство приобрело вид пучка, в котором ракетные стволы располагались по кругу, а число направляющих было доведено до девяти. Пуск ракет производился с замедлением. Сначала из направляющих вылетали пять ракет, а спустя
0,1 с - остальные четыре. Для этого применялся пусковой электрогенератор, использовавшийся на реактивном противотанковом ружье "Офенрор".
Понимая, что меткость нового оружия всецело зависит от устойчивости реактивных снарядов в полете, немецкие конструкторы стабилизировали их раскручиванием вдоль оси - подобно классическому артиллерийскому снаряду. Для этого в хвостовой части ракеты под углом 450 к ее оси разместили четыре фарфоровых сопла; истекающие из них газы обеспечивали до 26000 оборотов в минуту.
Но, выиграв в одном, конструкторы "Люфтфауста" проиграли в другом. Часть энергетики маршевого двигателя терялась на раскрутку, и снаряд летел на меньшее расстояние. Поэтому при скорости до 250 м/с
(900 км/ч) дальность полета "Люфтфауста Б" не превышала 500 м. Для быстроты перезаряжания был создан трубчатый магазин на девять ракет, который пристыковывался к передней части пускового устройства. Магазин носился солдатом в специальной цилиндрической упаковке на ремне через плечо. Не дожидаясь окончательных результатов испытаний, руководство вермахта заказало 10000 переносных зенитных устройств и более 4000000 снарядов к ним.
Конечно, такое решение больше диктовалось не особым качеством "Люфтфауста Б", а обстановкой на фронте. Ведь специалистам фирмы "ХАСАГ" так и не удалось создать высокоэффективное переносное зенитно-ракетное оружие. На предельной дальности стрельбы меткость была ничтожной, только 10 % выпущенных снарядов достигали цели.
В марте-апреле 1945 г. опытное производство фирмы "Хуго Шнайдер А.Г." выпустило 100 "Люфтфаустов Б", 80 из которых поступили на вооружение специальной зенитной команды, направленной на Западный фронт. Однако до настоящего времени не обнаружено достоверных свидетельств о боевом применении этого комплекса. Из "Люфтфауста" не получилось "чудо-оружия", а громкое название, обозначающее в переводе "воздушный кулак", оказалось в итоге всего-навсего пропагандистской выдумкой.
Подлинники "Люфтфаустов" сохранились только среди музейных экспонатов. Один из них находится в частной коллекции в США, другой в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве.
В послевоенные годы "Люфтфауст" послужил толчком к началу работ над подобным оружием в Советском Союзе. Оно было создано по заданию Министерства оборонной промышленности инженерами Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения А.Г. Новожиловым, В.М. Караковым и Г.П. Петропавловым для вьетнамских бойцов, которым СССР оказывал военную и материальную помощь в борьбе с сайгонским режимом.
Главной целью для нового оружия должны были стать американские вертолеты. Сделанные конструкторами расчеты показали, что наиболее оптимальным по массе, габаритам и эффективности стрельбы будет переносное безоткатное орудие, стреляющее залпом от единого метательного заряда семью 30-мм неуправляемыми ракетами. Конструктивно это оружие было оформлено в виде блока стволов с зарядной каморой. Он был защищен кожухом из пенопласта и стеклоткани, что придало пусковой установке цилиндрическую форму. Зарядная камора закрывалась откидным соплом-затвором. Для удержания в момент выстрела оружие снабдили двумя пистолетными рукоятками. Пуск осуществлялся с помощью механического спускового механизма куркового типа. При сгорании метательного заряда возникало давление в 120 атм, под действием которого все семь снарядов разгонялись до скорости 110 м/с и получали вращательное движение около 100 об/с. В 17-22 м от дульной части устройства специальные пиротехнические замедлители запускали маршевые двигатели ракет, и через 0,3 секунды "эрэсы" разгонялись до 560 м/с. Для увеличения площади поражения конструкторы применили веерную разводку стволов. Поэтому к цели снаряды летели по расходящимся траекториям.
К апрелю 1967 г. переносная зенитная ракетная система приобрела окончательный облик и была предъявлена на испытания под наименованием "Колос". Испытания продолжались по май 1968 года. Результаты оказались блестящими. По основным тактико-техническим параметрам (габаритам, массе и углам обстрела) оружие полностью соответствовало проектному заданию, а по вероятности поражения существенно его превосходило. Опытные стрельбы продемонстрировали: по эффективности ракеты "Колоса" равноценны 37-мм снаряду автоматической зенитной пушки. Даже 10-мм броня не являлась для них преградой и пробивалась под углами до 60 градусов. Вероятность поражения вертолета одним залпом на высоте 300 м при дальности 500 м составляла: зависшего - 14 %, летящего - 4 %.
Огневые испытания, в которых участвовали шесть человек, показали, что комплекс "Колос" безопасен в обращении, а отдача при стрельбе из него переносится даже легче, чем при выстреле из гранатомета РПГ-7.
На полигоне также были опробованы возможности "Колоса" при стрельбе по наземным целям. Выяснилось, что его можно с успехом применять на дальностях до 2 км для уничтожения скоплений техники, складов горючего и летательных аппаратов на аэродромах.
Однако, несмотря на положительные результаты испытаний, "Колос" не был принят у нас на вооружение и серийно не выпускался, разделив в определенной степени участь своего германского предшественника.
Сергей ПЛОТНИКОВ
С вопросами и предложениями по работе этого сервера
обращайтесь по адресу webmaster@deol.ru
DEOLНomePage
|
|