DEOLНomePage
Мужской клуб
Медицина
Природа и мы
Культура. Искусство
Отдых
Справки
Образование
Погода
Поиск
Прогулки
по Интернет
|
|
|
Здесь могла бы
быть Ваша реклама |
Суворов в "Последней республике" ,описывая преимущества наших танков и
недостатки немецких, всячески превозносит компановку советских танков с
расположением КПП и передачи на ведущие звездочки в корме корпуса.
Мотивирует он это увеличением высоты корпуса из-за карданного вала в
боевом
отделении. Мотивировка звучит так: "Над карданным валом нам надо
разместить
плоскость - пол вращающейся башни. Потом между днищем корпуса и полом
башни
образовывалось полое пространство. Из-за этой в принципе ненужной
пустоты
мы
вынуждены высоту корпуса танка
увеличить на 30-40, а то и на все 50 сантиметров.". Возьмем чертежи
немецких
танков и посмотрим, где эти 30-40 или даже 50 сантиметров. По Суворову,
карданный вал заставляет увеличивать высоту корпуса, ее и будем
измерять.
Итак, высота корпуса(от днища до крыши) T-IIIH 125 см, T-IVD даже 120
см,
Пантеры 130 см. Исходя из рассуждений Суворова высота корпуса Т-34
должна
быть 80-100 см. Берем чертежи Т-34, линейку и измеряем - 119 см.
Разница
минимальная, только Пантеру Т-34 обогнал на жалкие 10 сантиметров. Где
обещанные полметра? Последняя надежда - "Королевский Тигр", монстр из
монстров весом 68 тонн. Опять неудача - высота корпуса 123 сантиметра.
В
поисках утраченного "полого пространства" заглянем в кишочки танков,
посмотрим, чем заполнено пространство от пола башни до днища корпуса.
Во-первых, пола башни как такового на наших и немецких танках выпуска
1941-го
нет. Полик башни появляется только на Тиграх, Пантере и советских
послевоенных танках. Придется понимать под полом некую виртуальную
плоскость,
проходящую через подошвы сапог экипажа. Так вот, на Т-34 эта самая
плоскость
не касается днища корпуса, проходит заметно выше него. И в том
пространстве, в котором на T-III, T-VI, Тигре или Пантере проходит
карданный
вал, на Т-34 лежат ящики со снарядами. Cм. продольный разрез Т-34, ящики
со
снарядами выделены красным. На немецких танках снаряды хранились в
надгусеничных полках(Тигр, Пантера) или на полу корпуса, по обе стороны
от
коленвала(T-III и др). На Т-34 в надгусеничных полках были топливные
баки.
Чем же определяется высота корпуса? Она определяется высотой сидящего
на
своем месте механика-водителя, иногда двигателя. Потому высоты корпусов
разных танков оказались удивительно близки, различия минимальные.
Суворов вскользь написал об "очевидных преимуществах" переднего
расположения трансмиссии и скрытых преимуществах заднего. Никаких
"скрытых
преимуществ", как мы увидели выше, нет. В чем же реально преимущества и
недостатки этих двух подходов к компановке танков? Преимуществом
переднего
расположения трансмиссии является возможность размещать коробку передач
значительных размеров, ведь мы не скованы тем пятачком, который
остается
в
корме корпуса, в нашем распоряжении реально свободное пространство
между
водителем и стрелком из курсового пулемета - ширина корпуса
определяется
в
первую очередь диаметром погона башни. Кроме этого нет тяг управления,
идущих в корму корпуса. Эти тяги может заклинить, двигать их довольно
тяжело. Карданный вал, проходящий через боевое отделение, позволяет
задействовать его попутно для боевых нужд танка. На Пантере и обоих
Тиграх(обычном и Королевском) карданный вал в подбашенном отделении
проходил
через коробку раздаточного механизма, подключенного к гидроприводу
башни.
Это позволяло плавно и быстро вращать тяжелую башню, ведь в нашем
распоряжении оказывалась практически вся мощность двигателя. Поэтому
13-ти
тонная башня "Королевского Тигра" проворачивалась вокруг оси на 360
градусов
за 17 сек. На Т-34 башня проворачивалась от электропривода со скоростью
360
град. за 11-15 сек. Реальной проблемой такой компоновки являются
трудности с
ремонтом коробки передач. Для смены КПП на Тигре приходилось снимать
11-тонную башню. То же и с T-III, T-IV. Только Пантере был люк в крыше
корпуса, КПП можно было менять без снятия башни.
Достоинством задней компоновки является возможность
экспериментировать
с передней частью корпуса - скашивать вперед борта для обеспечения
поворота
катков(БТ), сажать водителя посередине(Матильда, Валентайн, Рено
FT-17).
Выбор компоновки в разных странах что называется "исторически
складывался".
Англичане(да, да, англичане тоже использовали "правильную" компоновку)
и
мы,
развивая танки Кристи, использовали заднее расположение КПП и механизмов
поворота. Немцы и американцы шли своим путем. Как одну из причин
преобладания заднего расположения трансмиссии в послевоенные годы можно
назвать вышеупомянутый недостаток другой схемы - сложность доступа к
агрегатам КПП, механизма поворота, бортовых передач. Немцы на последних
своих танках - проектах так называемой "Е-серии" использовали заднее
расположение трансмиссии для удобства ремонта, весь агрегат
двигатель-КПП
объединялся в легкосменный блок. А в войну каждый баран нес
свои
рога. У Т-34 были проблемы с посредственной КПП, нередко наши танки
таскали
"на спине" запчасти трансмиссии. Проблемы с КПП(особенно для КВ) были
одной
из причин высоких небоевых потерь наших танков в начальный период ВОВ.
Испытывавшие Т-34 и КВ отмечали трудность переключения передач, большие
усилия на рычагах управления бортовыми фрикционами. Часто искрил,
выходил
из
строя электромотор, проворачивавший башню. Немцы в свою очередь
сдергивали
башню с танка всякий раз, как ломалось что-нибудь в КПП или планетарных
механизмах поворота. Так что у всех были свои проблемы, и выдувать из
мухи
слона, как это делает Суворов в приложении к компановке танков, незачем.
К
соотношению сил в 41-м это имеет весьма отдаленное отношение.
С уважением, Исаев Алексей.
С
вопросами и предложениями по работе этого сервера обращайтесь по адресу
webmaster@deol.ru
DEOLНomePage
|
|