|
|
Немецкие моряки-подводники потопили 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 млн.тонн (имеются в виду только подтвержденные данные). Из общей суммы потерь союзников от подводных лодок 61% составляют суда, шедшие вне конвоев; 9% - отставшие от конвоев и 30% - шедшие в составе конвоев. В результате погибло 70 тысяч военных моряков и 30 тысяч моряков торгового флота. Соотношение потерь и побед - 1:3,3 (если исходить из англо-американских данных) или 1:4 (если исходить из немецких данных) в пользу подводных лодок. В апреле 1945 года Германия была готова вновь развернуть смертельную схватку с англо-американским флотом на океанских просторах. У немцев к этому моменту были в высшей степени прекрасные подводные лодки ХХI-ой серии и опытные командиры, лучшие из лучших. Германия сохранила их для решающей битвы. Но, к счастью для английских и американских моряков, битва за Атлантику была выиграна на суше союзными войсками и, прежде всего, советским солдатом. Список немецких асов подводной войны, потопивших кораблей общим водоизмещением более 100 тысяч тонн: 1. Отто Кречмер потопил 44 корабля, в том числе 1 эсминец, - 266629 тонн. 2. Вольфганг Лют - 43 корабля, в том числе 1 подводную лодку, - 225712 тонн (по другим данным, 47 кораблей - 228981 тонна). 3. Эрих Топп - 34 корабля, в том числе 1 американский эсминец, - 193684 тонны. 4. Герберт Шульце - 28 кораблей - 183432 тонны (на его счету первый из всех кораблей, официально потопленных немецкими подводными лодками, - транспорт "Bosnia" - потоплен 5 сентября 1939 года). 5. Генрих Леманн-Вилленброк - 25 кораблей - 183253 тонны. 6. Карл-Фридрих Мертен - 29 кораблей - 180869 тонн. 7. Генрих Либе - 31 корабль - 167886 тонн. 8. Гюнтер Прин - 30 кораблей, в том числе английский линкор "Royal Oak", потопленный им 14 октября 1939 года на рейде в главной военно-морской базе британского флота Скапа-Флоу на Оркнейских островах, - 164953 тонны. Гюнтер Прин стал первым офицером Германии, получившим дубовые листья к Рыцарскому кресту. Погиб выдающийся подводник Третьего Рейха очень рано - 8 марта 1941 года (при атаке конвоя, следовавшего из Ливерпуля в Галифакс). 9. Иоахим Шепке - 39 кораблей - 159130 тонн. 10. Георг Лассен - 26 кораблей - 156082 тонны. 11. Вернер Хенке - 24 корабля - 155714 тонн. 12. Йоган Мор - 27 кораблей, в том числе корвет и крейсер ПВО, - 129292 тонны. 13. Энгельберт Эндрас - 22 корабля, в том числе 2 крейсера, - 128879 тонн. 14. Рейнхардт Хардеген - 23 корабля - 119405 тонн. 15. Вернер Хартманн - 24 корабля - 115616 тонн. Также достойны упоминания Альбрехт Бранди, потопивший минный заградитель и эсминец; Рейнхардт Зурен (95092 тонны), потопивший корвет; Фриц Южулиус Лемп (68607 тонн), повредивший английский линкор "Barham" и действительно потопивший первый корабль, из всех уничтоженных немецким подводным флотом, - пассажирский лайнер "Athenia" (это произошло 3 сентября 1939 года и не было тогда признано немецкой стороной); Отто Шухарт (80688 тонн), потопивший 17 сентября 1939 года английский авианосец "Courageous"; Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен, потопивший 25 ноября 1941 года английский линкор "Barham". Только пять лучших подводников Германии потопили 174 боевых и транспортных кораблей союзников общим водоизмещением 1 миллион 52 тысячи 710 тонн. Для сравнения: советский подводный флот имел к 22 июня 1941-го года в боевом составе 212 подводных лодок (к этому нужно прибавить 54 построенные уже в ходе войны подводные лодки). Этими силами (267 ПЛ) было потоплено 157 боевых кораблей и транспортов противника - 462300 тонн (имеются в виду только подтвержденные данные). Потери советского подводного флота составили 98 лодок (разумеется, без учета 4 подводных лодок, потерянных Тихоокеанским флотом). В 1941 году - 34, в 1942 - 35, в 1943 - 19, в 1944 - 9, в 1945 - 1. Соотношение потерь и побед - 1:1,6 в пользу подводных лодок. Лучший подводник советского ВМФ Александр Иванович Маринеско потопил 4 пассажирских и торговых транспорта общим водоизмещением 42507 тонн: 30 января 1945 года - пассажирский лайнер "Вильгельм Густлов" - 25484 тонны (на подводной лодке С-13); 10 февраля 1945 года - крупный транспортный корабль "Генерал фон Штойбен" - 14660 тонн (на С-13); 14 августа 1942 года - транспортный корабль "Хелене" - 1800 тонн (на М-96); 9 октября 1944 года - небольшой транспорт "Зигфрид" - 563 тонны (на С-13). За уничтожение лайнера "Вильгельм Густлов" Александр Маринеско "удостоился чести" попасть в список личных врагов фюрера и Германии. На затонувшем лайнере погибли 3700 унтер-офицеров - выпускников школы подводного плавания, 100 командиров подводных лодок, окончивших специальный курс усовершенствования по управлению лодками с единым двигателем системы Вальтера, 22 высокопоставленных партийных чиновника из Восточной Пруссии, несколько генералов и старших офицеров РСХА, батальон вспомогательной службы Данцигского порта из войск СС численностью 300 человек, а всего около 8000 человек (!!!). Как и после капитуляции 6-й армии генерал-фельмаршала Паулюса в Сталинграде в Германии был объявлен траур, а исполнение планов Гитлера продолжить тотальную подводную войну было серьезно затруднено. За две выдающиеся победы в январе-феврале 1945 года все члены экипажа Маринеско были удостоены государственных наград, а подводная лодка С-13 - ордена Красного Знамени. Сам же легендарный подводник, попавший в опалу, своей главной награды был удостоен посмертно лишь в мае 1990 года. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза через 45 лет после окончания войны. Вне всякого сомнения, Александр Маринеско заслужил, чтобы ему поставили памятники не только в России, но и в Великобритании и Соединенных Штатах Америки. Его подвиг спас жизни многих тысяч английских и американских моряков и приблизил час Великой Победы. Капитан 3 ранга Александр Маринеско возглавляет список советских асов-подводников не по числу уничтоженных кораблей противника, а по сумме их водоизмещения и по размерам ущерба, нанесенного военному потенциалу Германии. Вслед за ним идут следующие наиболее удачливые подводники: 2. Валентин Стариков (капитан-лейтенант, командир ПЛ М-171, К-1, Северный флот) - 14 кораблей; 3. Иван Травкин (капитан 3 ранга, командир ПЛ Щ-303, К-52, Балтийский флот) - 13 кораблей; 4. Николай Лунин (капитан 3 ранга, командир ПЛ Щ-421, К-21, Северный флот) - 13 кораблей; 5. Магомед Гаджиев (капитан 2 ранга, командир дивизиона ПЛ, Северный флот) - 10 кораблей; 6. Григорий Щедрин (капитан 2 ранга, командир ПЛ С-56, Северный флот) - 9 кораблей; 7. Самуил Богорад (капитан 3 ранга, командир ПЛ Щ-310, Балтийский флот) - 7 кораблей; 8. Михаил Калинин (капитан-лейтенант, командир ПЛ Щ-307, Балтийский флот) - 6 кораблей; 9. Николай Мохов (капитан-лейтенант, командир ПЛ Щ-317, Балтийский флот) - 5 кораблей; 10. Евгений Осипов (капитан-лейтенант, командир ПЛ Щ-407, Балтийский флот) - 5 кораблей. В ВМС Соединенных Штатов Америки наибольшего успеха добились экипажи подводной лодки "Тотог" - она потопила 26 боевых кораблей и транспортов противника. По водоизмещению же лучший результат принадлежит экипажу ПЛ "Флэшер" - 100231 тонна. Но самым знаменитым подводником США в годы второй мировой войны стал Джозеф Инрайт. В 20.48 28 ноября 1944 года радар одиночной ПЛ "Арчер-Фиш", которой командовал командер (соответствовало званию капитана 2 ранга в ВМФ СССР) Джозеф Инрайт, обнаружил цель в 12 милях по пеленгу 30 градусов. Вскоре сигнальщики уже увидели точку на горизонте. Учитывая расстояние до нее, определили: цель - крупный корабль. Командир ПЛ и вахтенный офицер, глядя в бинокли, пришли к выводу, что крохотный выступ на горизонте, видимо, представляет собой японский танкер, сопровождаемый одним кораблем охранения. Командир был этому рад, он горел желанием встретиться с любой целью - лодке было предписано проводить свободный поиск кораблей противника в одиночку на громадной акватории к югу и востоку от Японских островов. Через минуту по всей подводной лодке эхом прокатилась команда: "Всем - по боевым постам! Торпедная атака!" ... 19 ноября 1944 года администрация судоверфи в Йокосуке передала очередной корабль ВМС Японии. На нем был поднят военно-морской флаг Страны восходящего солнца. С невероятно пышными почестями на особом месте мостика был установлен красочный портрет императора Хирохито. Вся церемония свидетельствовала, что вводимый в состав флота корабль необычен. Это был "Синано" - один из трех сверхмощных линкоров типа "Ямато". После великой битвы за Мидуэй японское военно-морское руководство приняло решение переоборудовать его в авианосец. Большое внимание было уделено бронированию корабля. Толщина бортовой брони составляла 203 мм. Так же как и у "Ямато" и "Мусаси", ниже ватерлинии "Синано" шла особая броня - так называемые "пузыри". Они должны были свести к минимуму поражающую силу торпед, вызывая детонацию вне основного корпуса корабля. Главная палуба (ангарная), полетная палуба и два грандиозных лифта для подъема самолетов и боеприпасов были спроектированы так, чтобы выдерживать прямой удар авиационных бомб весом до 500 кг. Масса защитной брони составляла 17700 тонн. "Синано" имел исключительно мощную зенитную артиллерию: 16 орудий с большим углом возвышения калибром 127 мм (орудия размещались в восьми спаренных башнях с обеих сторон взлетной палубы), 145 (!!!) скоростных зенитных орудий калибром 25 мм, 12 многотрубных спаренных реактивных установок, каждая из которых способна была вести залповый огонь 30 ракетами калибром 120 мм. Четыре турбины "Синано" имели мощность 150 тысяч лошадиных сил и обеспечивали ему скорость до 27 узлов. Цистерн для топлива было установлено больше, чем планировалось. Это гарантировало дальность плавания до 10 тысяч миль. Дополнительно были установлены цистерны с авиационным топливом. Их защитили мощной броней и окружили цистернами с морской водой в целях увеличения защиты. В результате проведения модернизации полное водоизмещение "Синано" составило 71890 тонн и он стал самым крупным из всех когда-либо построенных авианосцев. "Синано" держал за собой рекорд до 1961 года, когда был введен в строй атомный авианосец США "Энтерпрайз". 28 ноября, через час после захода солнца, "Синано" вышел из Йокосуки. Командир авианосца кэптен (соответствовало званию капитана 1 ранга в ВМФ СССР) Тосио Абэ повел его в порт Курэ, что находится во Внутреннем море (в отличие от Японского моря так называют акваторию, лежащую между японскими островами Хонсю, Кюсю и Сикоку). На борту "Синано" находилось 2515 человек, из них - 2175 офицеров и матросов, 300 рабочих судоверфи и еще 40 человек, взятых по найму. На борт было помещено также 50 самолетов-ракет и 6 быстроходных катеров для смертников (камикадзе). Собственную же палубную авиацию - 20 исребителей, 20 бомбардировщиков и 7 разведывательных самолетов вместе с ее экипажами "Синано" должен был принять в Курэ. Три современных, получивших боевой опыт, эсминца "Исокадзе", "Юкикадзе" и "Хамакадзе" были выделены эскортировать авианосец. Командиры этих кораблей считали, что нужно совершать переход в дневное время и держаться ближе к береговой черте. Но кэптен Абэ приказал выйти ночью и в открытое море, увеличивая тем путь следования на 25 миль, чтобы прибыть к входу во Внутреннее море, как было намечено, в 10.00 29 ноября. Океанский переход протяженностью в 300 миль проходил в идеальной обстановке - ярко светила луна, волнение было легким. Скорость кораблей была около 20 узлов... ...ПЛ "Арчер-Фиш" продолжала идти вперед тем самым курсом, что и обнаруженное судно, пытаясь в то же время собрать о нем как можно больше информации. Вскоре на "Арчер-Фиш" поняли, что перед ними необычайных размеров японский авианосец с боевым охранением. Джозеф Инрайт стал выбирать удачный момент для атаки. В 3.17 29 ноября "Арчер-Фиш" произвела залп из всех носовых торпедных аппаратов. Залп оказался удачным - авианосец стал тонуть и погрузился на глубину 4000 метров. Когда "Синано" уже более трех часов покоился на дне океана и спасательные работы были прекращены, командир дивизиона эсминцев отправил радиограмму в Главный штаб флота Японии, на военно-морскую базу Йокосука, а также на базу в Курэ следующего содержания: "...из 2515 человек личного состава, находившегося на борту "Синано", 1435 человек погибло; спасено 1080 человек, в том числе: офицеров 55; матросов и старшин 993; гражданских лиц 32. Спасен портрет императора... Все секретные документы утонули вместе с кораблем в закрытом сейфе и лежат на глубине 4000 метров". "Синано" затонул через 17 часов после выхода в свой первый поход, 29 ноября 1944 года в точке 33 градуса 7 минут северной широты, 137 градусов 4 минуты восточной долготы в 65 милях юго-восточнее побережья. За потопление авианосца водоизмещением почти 72000 тонн - крупнейшей цели, уничтоженной в годы второй мировой войны, - Джозеф Инрайт удостоился Креста ВМС США. Уничтожение "Синано" - самый успешный поединок за все 1682 боевых похода, осуществленных подводными лодками ВМС США. Источники: Charles S. Thomas "The German Navy in the Nazi Era", London, 1990; Митчем С., Мюллер Дж. "Командиры "Третьего Рейха". Смоленск, "Русич", 1995; "Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование". М., Воениздат, 1993; Б.Лиддел Гарт "Вторая мировая война". М., Воениздат, 1976; Энциклопедия "Великая Отечественная война. 1941-1945", М., 1985; "Техника и оружие", 1995, № 3-4; "Асы подводной войны", изд-во "АТФ", 1997.
|