Посетите
наших спонсоров
Communication
Corporation
и
Data
Express
|
DEOLНomePage
Мужской клуб
Медицина
Природа и мы
Культура. Искусство Отдых
Справки
Образование
Погода
Поиск
Прогулки по Интернет
Музеи
Театры
Литературный базар
"29"
Астролог
NBA
Крючок, леска
и крузило
Посетите
наших спонсоров
Communication
Corporation
и
Data
Express
|
DEOLНomePage
Мужской клуб
Медицина
Природа и мы
Культура. Искусство Отдых
Справки
Образование
Погода
Поиск
Прогулки по Интернет
Музеи
Театры
Литературный базар
"29"
Астролог
NBA
Крючок, леска
и крузило
Посетите
наших спонсоров
Communication
Corporation
и
Data
Express
|
DEOLНomePage
Мужской клуб
Медицина
Природа и мы
Культура. Искусство Отдых
Справки
Образование
Погода
Поиск
Прогулки по Интернет
Музеи
Театры
Литературный базар
"29"
Астролог
NBA
Крючок, леска
и крузило
Посетите
наших спонсоров
Communication
Corporation
и
Data
Express
|
DEOLНomePage
Мужской клуб
Медицина
Природа и мы
Культура. Искусство Отдых
Справки
Образование
Погода
Поиск
Прогулки по Интернет
Музеи
Театры
Литературный базар
"29"
Астролог
NBA
Крючок, леска
и крузило
Посетите
наших спонсоров
Communication
Corporation
и
Data
Express
|
DEOLНomePage
Мужской клуб
Медицина
Природа и мы
Культура. Искусство Отдых
Справки
Образование
Погода
Поиск
Прогулки по Интернет
Музеи
Театры
Литературный базар
"29"
Астролог
NBA
Крючок, леска
и крузило
Посетите
наших спонсоров
Communication
Corporation
и
Data
Express
|
DEOLНomePage
Мужской клуб
Медицина
Природа и мы
Культура. Искусство Отдых
Справки
Образование
Погода
Поиск
Прогулки по Интернет
Музеи
Театры
Литературный базар
"29"
Астролог
NBA
Крючок, леска
и крузило
|
|
Иллюстрированный и литературный журнал
|
Здесь могла бы
быть Ваша реклама
|
|
N B A
ПРОТИВ ЕВРОБАСКЕТА
Антон Шаповалов Фото: ALLSPORT
|
Немного истории. Язвительная шутка о наиболее эффективном способе избежать изнасилования со стороны пяти здоровенных американских негров, кинув им баскетбольный мяч, не лишена здравого смысла.
Трудно сказать, почему баскетбольный мяч так быстро стал родным для американцев и так долго не мог прижиться в Европе. Когда в 1908 году русские купцы привезли Николаю II из Америки необычайных размеров мяч и показали, как следует забрасывать его в корзину под потолком, царь только нахмурился и промолвил: "Негоже государственным мужам подпрыгивать, как собачонкам.
А простому народу если любо, то пусть тешится". Опешившие от царской немилости купцы поспешили убрать злосчастный мяч подальше, и лишь шестнадцать лет спустя по постановлению Совнаркома, который не усмотрел
в баскетболе ярких признаков буржуазности, в России была построена первая баскетбольная площадка.
В это время за океаном в только что отгроханном 24-тысячном Дворце спорта "Бостон Гарден" местный "Селтикс" уже сражался с парнями из Нью-Йорка, Детройта и Кливленда. Злые языки утверждают, что эта разница в шестнадцать лет так и не позволит никогда баскетбольной Европе догнать баскетбольную Америку.
|
Майкл Джордан,
"Чикаго Буллз":
Я внимательно просмотрел практически все матчи Олимпийского баскетбольного турнира
в Атланте и могу
сказать, что
европейцам потребуется не меньше десяти лет, чтобы приблизиться к уровню игры в НБА.
Чарльз Баркли, "Хьюстон Рокетс":
Большинство парней в Европе не в состоянии оторваться от земли больше, чем на три спичечных коробка.
А при малейшем столкновении под щитом они обычно отлетают,
как воздушные
шарики.
Джордж Карл, тренер "Сиэтл Суперсоникс":
В Америке за несколько десятилетий удалось создать настоящую фабрику баскетбольных талантов.
У нас дети берут мяч в руки в трехлетнем возрасте, а к двенадцати они уже забивают сверху. В Европе все без ума от соккера,
а баскетбол там вроде хобби.
Александр Гомельский, заслуженный тренер СССР:
Сборная СССР образца 1988 года со сдвоенным центром Сабонис-Ткаченко могла выйти против любой "дрим тим" и если не победить, то сыграть вполне достойно.
Шарунас Марчюленис, олимпийский чемпион Сеула 1988, ныне игрок "Денвер Наггетс":
Я не новичок в НБА, признавался лучшим шестым игроком, когда выступал за "Голден Стэйт Уорриорз".
Я здорово накачал мышцы, улучшил бросок, но все же
я иногда чувствую:
чего-то мне не хватает...
Европейцы в НБА. Сегодня из европейцев, выступающих в НБА, с трудом можно было бы набрать одну-единственную команду, в которой тон задавали бы исключительно центровые игроки: Арвидас Сабонис, Владе Дивац, Георге Мурешан. Помочь им смогли бы тяжелые форварды: Дино Раджа, Детлеф Шремпф и Виталий Потапенко, а в защите Тони Кукачу и Шарунасу Марчюленису пришлось бы играть практически без замен - европейцу необходим определенный рост, чтобы играть в НБА. Самый высокий игрок лиги, центровой сборной Румынии Георге Мурешан, выступающий за "Вашингтон Буллетс", выполняет на площадке всего один игровой элемент: забивает сверху. При росте 235 сантиметров помешать ему это сделать довольно трудно. Встал на цыпочки - и готово. Впрочем, Мурешан еще иногда и делает несколько подборов и полтора блок-шота за матч.
В Вашингтоне его обожают...
В НБА нельзя играть по-европейски. И дело даже не в том, что в НБА запрещена зонная защита, когда игрок отвечает за закрепленный за ним участок поля, и разрешено толкаться корпусом под кольцом. НБА - это совершенно другие физические нагрузки и совершенно другая техника обращения с мячом. Не умеешь бросать в прыжке с отклонением назад и с разворотом в воздухе на 180 градусов - отправляйся в свою Европу, даже если ты там попадаешь со штрафных 97 из 100 на тренировке.
Есть и еще одна причина, по которой вход в НБА воспрещен для многих посторонних из Европы. Это - обычная американская ревность местных баскетболистов, тренеров и болельщиков ко всему неамериканскому.
Тони Кукач, подписавший контракт с "Чикаго Буллз", был вынужден целый год сидеть на чемоданах. Ведущие игроки клуба Майкл Джордан и Скотти Пиппен и тренер Фил Джексон категорически воспротивились тому, что Кукач будет играть вместе с ними - хорватский атакующий защитник мог отобрать у них частичку славы. Ситуация разрешилась только после временного ухода Джордана из баскетбола из-за трагической смерти его отца. Но и тогда, в критической для клуба ситуации, Пиппен и Кукач, которого от безысходности взяли в "Чикаго", не разговаривали между собой даже на площадке, а Пиппен присматривал себе другой клуб, неустанно повторяя, что "с этим хорватом в одной раздевалке находиться невозможно". Напряженность снял, как ни странно, тот же Джордан. Вернувшись в "Чикаго", который к тому времени безнадежно захирел, он заявил, что перестанет считать Скотти своим другом, если он "будет на площадке раздавать пасы исключительно американцам". Авторитет Джордана, этого талисмана лиги, зарабатывающего 60 миллионов долларов в год (ему при жизни установлен памятник перед чикагским Дворцом спорта "Юнайтед Центр"), оказался непререкаем. Его партнеры по команде быстро нашли общий язык, и "Быки" вернули себе
утраченный титул лучшей команды НБА.
Игра в НБА во многом стереотипна: каждый игрок выполняет на площадке строго определенное задание тренера. Импровизировать здесь могут только звезды. И когда приехавший в Портленд Арвидас Сабонис стал исполнять свои фирменные трехочковые броски и отдавать передачи из-за спины, на него посмотрели как на ненормального.
- Когда Сабас бросил из-за шестиметровой дуги, мне почудилось, что я сплю, - вспоминает разыгрывающий "Портленд Трейдблейзерз" Род Стрикленд. - До него за всю историю лиги это делал только один человек, играющий в позиции центрового, - Билл Лэймбир из "Детройт Пистонс". И я помню, что его за это ненавидели все центровые НБА, включая Карима Абдул Джаббара. Они просто не знали, что с ним делать.
Сабониса поначалу посадили на скамейку в "Портленде", выпуская на пять-шесть минут на площадку. Но и за эти пять-шесть минут Сабонис успевал бросить пару "трешников" и показывал такой процент попаданий, что вошел
даже в пятерку лучших в НБА. Его оставили в покое и разрешили играть так, как он хочет.
Сабонис - единственное по удаче исключение из всех игроков бывшего Союза, которые пробовали свои силы в НБА .
Марчюленис сменил уже пять клубов, Волкова замучили травмы, и он предпочел перебраться в более спокойный "Олимпиакос",
у Ветры и Базаревича, как говорится, не пошло. Лишь в этом году в "Кливленд Кэвалиерс" появился украинец Виталий Потапенко, начинавший играть за киевский "Будывельник" (раньше, еще в союзную пору - "Строитель"). Ну а со следующего сезона наступит праздник и для российских любителей баскетбола. Защитник ЦСКА и сборной России Игорь Куделин, по всей видимости, уже осенью наденет майку клуба "Миннесота Тимбервулвз" и станет первым российским игроком, выступающим в НБА. Контракт еще не подписан, и сумма, в нем значащаяся, еще не вынесена на суд баскетбольной общественности, однако в любом случае благосостояние Игоря должно пойти в гору.
Почем в Америке "горшок"? Заработки в НБА и впрямь достойные. Не все, конечно, подписывают контракты, как Шакил О'Нил:
40 миллионов долларов за 7 лет выступлений в форме "Лос-Анджелес Лейкерс". Тем не
менее практически каждый игрок любого клуба, выходящий на поле в стартовой пятерке, зарабатывает порядка миллиона долларов в год, запасные поменьше, но также порядка
400 - 600 тысяч. Это не считая премиальных за победу вообще, за победу в гостях, а также за персональные показатели: количество
набранных очков, подборов, результативных передач, а также блок-шотов, в простонародье "горшков". В НБА "горшок" оценивается примерно в 200 - 300 долларов. Для сравнения, в некоторых клубах российской Суперлиги, не буду называть в каких, цена "горшка" колеблется от 3 до 10 долларов. Соответственно можно сделать вывод и об общей зарплате баскетболистов в России. 10 тысяч долларов в месяц - это потолок, о котором подавляющее большинство игроков только мечтает.
В Европе только в Греции и Испании можно рассчитывать на сколько-нибудь сравнимые с Америкой деньги. И то контракты на 300 тысяч долларов в год могут предложить только четыре клуба: "Олимпиакос" и "Панатинаикос" в Греции, "Реал" и "Барселона" в Испании. Исключения в других странах хотя и
бывают, но крайне редко. Нельзя сказать, что в НБА все игроки одинаково удовлетворены своей зарплатой, однако "производственных конфликтов" и забастовок, как в нашем питерском "Спартаке" или московском "Динамо", в НБА не бывает. Если игрока не удовлетворяют собственные доходы, он обращается к менеджеру клуба с просьбой выставить его "на драфт", то есть на продажу в другой клуб, где ему могут предложить большие деньги. Так поступил "сэр" Чарльз Баркли, когда
переходил из "Филадельфии-76" в "Финикс Санс".
Курьезы по поводу зарплаты в НБА если и случаются, то только другого свойства. В этом смысле "прославился" игрок "Юты Джаз" Бенуа Бенджамин, который получил за сезон аж
875 тысяч долларов. Пикантность ситуации в том, что Бенуа весь год прочно просидел на скамейке запасных. За весь регулярный чемпионат и игры плей-офф он провел на площадке всего 46 минут - один неполный матч. Тренеры не очень-то доверяли мистеру Бенджамину, а менеджер даже собирался его продать, да только покупателя на такую сумму не нашлось, а с убытком продавать не хотелось. Так и получил Бенуа Бенджамин самое большое пособие по безработице.
Европа как пенсионный фонд. Если в НБА не очень-то жалуют европейцев, то в самой Европе с нетерпением жаждут заполучить хоть какую-то, пусть самую маленькую звездочку из Америки. Каждое лето в тренировочные лагеря НБА, где ведется отбор игроков в клубы, наезжает целая орда агентов из Европы. Наибольшее внимание они уделяют не восходящим звездам, а середнячкам, которым в НБА делать нечего. Эти середнячки в конечном итоге и пополняют европейские клубы. Таким же макаром этой осенью в ЦСКА оказались Маркус Уэбб и Эдмонт Уилсон, выступавшие ранее за Континентальную баскетбольную лигу - дочерний филиал НБА. Годом раньше через тренировочные лагеря пришел в ЦСКА и Джулиус Нвосу. Но если Нвосу и Уэбб хотя бы закрепились в Европе, то Уилсон оказался слаб даже для
Старого Света. Нвосу, кстати, после года, проведенного в ЦСКА, вновь решил попробоваться
в НБА и даже провел несколько игр за "Бостон Селтикс". Однако если в ЦСКА он подбирал
в среднем по 12 мячей и забивал по 18 очков, то в НБА у него показатели оказались поскромнее: 3 очка и 2 подбора в среднем за игру.
Нвосу с миром отпустили в греческий
"Панатинаикос"...
В Европе, как правило, находят свой приют "пенсионеры" НБА, которые уже не могут на прежнем уровне играть в Америке, но еще в состоянии дать жару в Старом Свете. Что только не делали московские армейцы год назад в парижском "Берси", чтобы удержать в матче "Финала четырех" против "Панатинаикоса" 37-летнего Доминика Уилкинса, который приезжал в Советский Союз еще в далеком 1987 году в составе "Атланты Хоукс". Безуспешно. В Европе и один в поле воин, особенно если этот воин из НБА. Кстати, после одного сезона
в Греции Уилкинс нашел в себе силы вернуться в Америку.
- Играть в Европе было для меня нестерпимо скучно, - признался Уилкинс. - На площадке я делал все что хотел. Иногда я ради интереса перед игрой два дня пил "Метаксу", не вылезал из казино, словом, не тренировался вовсе. А на следующий день выходил на площадку и издевался над защитниками как хотел. И решил, что лучше я еще годик посражаюсь
в настоящем баскетболе.
Наиболее яркая действующая звезда американского баскетбола в Европе - Док Риверс, выступающий за "Олимпиакос", также скучает по родине.
- Конечно, мне приятно, что здесь меня считают знаменитостью, - говорит Риверс, признанный лучшим разыгрывающим Европы после матча "Всех звезд Старого Света" (слабая копия феерического шоу "Олл-Старз Гейм", которое проводится в Америке каждое второе воскресенье февраля). - Но, играя в США,
я мог совершенствовать свою технику, учиться у таких знаменитых плеймейкеров, как Айзи
Томас или Джон Стоктон. А здесь мне и учиться-то не у кого - наоборот, все учатся у меня.
А из меня неважный учитель...
В Европе пробовали свои силы такие заметные фигуры в НБА, как Рио дель Негро или Клифф Ливингстон. И все они спустя год возвращались обратно. Конечно, дело здесь не только в слабоватом техническом уровне игры. НБА, говоря философским языком, славится не только содержанием, но и формой. Это большая шоу-индустрия, затягивающая и игроков, и зрителей, и, что немаловажно, спонсоров. Это страна со своими законами, со своими интригами и причудами.
|
Американский
баскетбол -
это настоящее шоу. Каждый игрок НБА старается
не только
играть на публику,
но и привлечь к себе максимальное внимание болельщиков
и журналистов вне площадки.
|
|
У богатых свои причуды. Американская пресса теряет счет встречам Мадонны с Деннисом Родманом и не знает, правда ли то, что у Карима Абдул Джаббара было 3 тысячи 700 женщин (ко времени выхода номера сумма
может измениться в большую сторону). Обсуждается все: умеет ли плавать самый образованный игрок лиги "адмирал" Дэвид Робинсон,
закончивший военно-морской колледж, или умеет ли стрелять из лука самый возрастной игрок лиги 42-летний Роберт Пэрриш по прозвищу "вождь", который получил столь уважительную кличку, поскольку родом из самого натурального индейского племени. Практически каждый баскетболист лиги старается привлечь к себе внимание общественности и журналистов вне площадки. Некоторые делают это непреднамеренно, как Деннис Родман, завсегдатай панковских тусовок Детройта, Чикаго и Сан-Антонио, каждый месяц красящий свои волосы в цвета от иссиня-черного до огненно-рыжего. Другие нарочно хотят засветиться
в кадре. Карл Мэлоун, форвард "Юты Джаз", олимпийский чемпион Барселоны и Атланты, каждый раз перед штрафным броском произносит краткую молитву. Слов ее не знает никто - напрасно операторы наводят телекамеры на лицо Карла, пытаясь при помощи сурдоперевода угадать, что именно он шепчет. Стопроцентной результативности Карл, правда, так и не достиг (грешен, видно), зато реклама ему таким образом обеспечена. А если учесть, что Мэлоун, забивая мяч в корзину сверху, каждый раз произносит фразу, которая с английского
переводится как "получите почту", то вот он "почтальон" - лакомый кусочек для рекламодателей. А за рекламу звезды баскетбола получают гораздо больше, нежели за очки, подборы и блок-шоты.
Гэри Пэйтон из "Сиэтл Суперсоникс" перед штрафными каждый раз чешет правой рукой левую щеку, Хорас Грант из "Орландо Мэджик" в раздевалке перед игрой чистит оправу своих фирменных очков (очки ему нужны не потому, что плохо видит, а чтобы в глаз пальцем не попали), Джефф Хорначек из той же "Юты Джаз" вот уже семь лет перед каждым матчем сначала надевает кроссовку на левую ногу, а уж затем на правую. А вот Хаким Оладжьювон, как истинный мусульманин, каждое утро проводит в мечети, причем особенно усердно совершает намаз под прицелом телевизионных камер.
В обычное время каждая звезда НБА передвигается по стране в окружении плотного кольца телохранителей, ограждающих кудесников оранжевого мяча от излишне назойливых почитателей. Даже на двух олимпиадах в Барселоне и в Атланте "дрим тим" побрезговала жить в Олимпийской деревне вместе с
остальными олимпийцами - им специальный суперотель подавай, а то вдруг, не дай Бог,
автограф попросят...
Вообще, автографы просить в Америке
как-то не принято - из тех, кто толпится по окончании матча у раздевалок и выходов со стадиона, большинство составляют туристы, которые каким-то образом умудрились достать столь дефицитные билеты на баскетбол. Надо сказать, что основная часть билетов на домашние матчи своего клуба распродается еще
до начала сезона в виде абонементов.
Стоимость одного такого абонемента на 40
домашних матчей регулярного чемпионата
составляет около 2 - 3 тысяч долларов.
На игры плей-офф билеты продаются в розницу: 20 долларов на галерку, 100 - 150 долларов за престижные места. Впрочем, интерес к играм плей-офф таков, что спекулянты, ничем не рискуя, продают с рук билеты по
400 - 500 долларов и, как правило, в проигрыше не остаются. А своеобразный рекорд был зафиксирован в Нью-Йорке в марте
1995 года. Майкл Джордан вернулся
в большой баскетбол, и свой второй после возвращения матч "Чикаго Буллз" должны были проводить против "Нью-Йорк Никс"
взнаменитом "Мэдиссон Сквер Гарден". Билеты с рук уходили по тысяче долларов, а владелец фармацевтической фирмы Джейсон
Гивенс вошел в историю, перекупив один из тысячедолларовых билетов аж за три штуки
зеленых. Желание мистера Гивенса увидеть в деле маэстро Джордана было вознаграждено - великий Майкл в одиночку разгромил ньюйоркцев, набрав 55 очков. А вообще, абсолютный рекорд результативности НБА был установлен совсем недавно, два года назад, и
принадлежит он "адмиралу" Дэвиду Робинсону из "Сан-Антонио Сперз" - 72 очка в одном матче. Все остальные его партнеры по команде наскребли тогда общими усилиями около 50.
В матчах клубного первенства Европы
набравший более 20 очков считается героем встречи, а пятидесятиочковый рубеж в последние годы в официальных встречах так и не удавалось перешагнуть никому. Помнится, как Вальдемарас Хомичус, играя за "Жальгирис" лет десять назад, умудрился забить "Маккаби" из Тель-Авива аж 43 очка, причем в гостях - его чуть ли не на руках носили...
Что дальше? Баскетбол в Европе сейчас вышел на второе место по популярности, уступая только футболу. В Америке баскетбол делит третье-четвертое места с хоккеем. Впереди бейсбол и американский футбол. И тем не менее на матчах НБА стопроцентные аншлаги, а в Евролиге стадионы забиты постоянно только в Турции и Греции, на ключевых матчах в Испании, Италии, Франции, России. Нет, баскетбол в Европе не находится на задворках. Сама идея Евролиги, созданной по аналогии с футбольной Лигой Чемпионов, привлекла и зрителей, и телевидение, а значит, и спонсоров. Большинство матчей проходят в достаточно зрелищной борьбе и заканчиваются с разницей менее десяти очков. Выходит, азарт компенсирует недостаток мастерства? Отчасти это и так, однако для развития европейского баскетбола в целом на одном азарте далеко не уедешь. Вероятно, уже на следующем чемпионате мира США будут вновь представлять студенты. Звездам НБА элементарно скучно одерживать победы с разницей в 40 очков над европейскими командами, даже не напрягаясь при этом в защите. Будет очень жаль, если это произойдет. Обыграв хилую студенческую команду, европейцы могут вновь впасть в блаженную спячку, думая, что они обыграли Америку. Сборная СССР первенствовала на чемпионате мира в 1982 году, обыграв в финале американцев 95:94, и следующие четыре года мы считали себя сильнейшими в мире. В 1987-м сборная с великим трудом выиграла один товарищеский матч из трех у
"Атланты Хоукс", и снова мы были на высоте. Через год в Сеуле наш маститый уже тогда Сабонис обыграл мальчишку Дэвида Робинсона, и опять мы плевали на всех с высокой колокольни. К слову сказать, когда через четыре
года повзрослевший Робинсон привез в Барселону Джордана, Мэджика Джонсона и Ларри Берда, Сабонис оказался единственным игроком, кто смазал общее впечатление от божественной игры американцев, когда дважды в течение пяти секунд поставил два таких шикарных "горшка" Робинсону, что того тут же убрали с площадки.
Чтобы если не перегнать, то хотя бы догнать Америку, европейцам необходимо кардинально пересмотреть правила, сделав их максимально приближенными к американским.
В евробаскете практически мы не видим силовой борьбы, каждый контакт наказывается фолом. Подобную бесконтактность судьи мотивируют тем, что игроки могут получить травмы при столкновении. Вот и получается, что если в НБА практически каждый спортсмен может участвовать в конкурсах культуристов, то в
Европе основная масса игроков, особенно центровых, смахивает на персонажей с картины
Репина "Бурлаки на Волге". Руки-то длинные, да что толку, если мяч в них не держится,
и ехидные советы с трибун смазать мяч клеем
и приделать к нему ручки порой выглядят весьма кстати. Необходимо по примеру НБА отказаться от зонной защиты и уже со спортшкол
приучать детей уметь играть один на один.
Конечно, это приведет к увеличению общефизических нагрузок, но ведь недаром американцы называют зонную защиту словом, которое на русский язык переводится как халява.
А на халяву суперзвездой не станешь.
Ну и конечно следует пропагандировать
баскетбол, особенно среди молодежи. Три турнира в год по стрит-болу или уличному баскетболу, где играют три на три на одно кольцо, один час баскетбола НБА по телевизору для полуночников - этого, безусловно, маловато. Приезжали год назад в Москву тренеры НБА, провели несколько семинаров, просмотрели нашу талантливую молодежь, дали советы российским коллегам, как лучше тренировать. Обещали заехать через год проведать. Неужели
и через год "воз и ныне там" будет?
|
Интересные
адреса в Интернет
|