DEOL - Начало
DEOLНomePage


Мужской клуб
Медицина
Природа и мы
Культура. Искусство
Отдых
Справки
Образование
Погода
Поиск
Прогулки
по Интернет


Астролог
Музеи
Театры
Литературный базар
"29"


Вильям Лилли и
хорарная астрология





Вильям Лилли и хорарная астрология

На уровень вверх
Здесь могла бы
быть Ваша реклама

Если вы серьезно относитесь к астрологии, вы не можете не приобрести эту книгу. Когда вы ее приобретете - это другой вопрос; хотя первоначально она была написана для начинающих, сейчас этот труд - для тех, кто уже посвятил себя астрологии.
Книга содержит целых 871 страницу факсимильного текста. Она разделена на три части - введение, хорарную и натальную - с историческим послесловием и библиографическим приложением Патрика Карри, а также кратким очерком "Современная астрологическая перспектива" Джеффри Корнелиуса. Издательство "Регулус" не пожалело сил для того, чтобы прекрасно переплести и выпустить эту книгу. Мои немногие критические замечания сводятся к отсутствию вводного исследовательского раздела, современного указателя, а также к неисправленной ошибке в оригинальной нумерации страниц (страницы со 169 по 176 должны идти в следующем порядке: 169, 174, 175, 172, 173, 170, 171, 176). Но это все мелочи. Я не могу согласиться с более существенной критикой, которую я слышала в адрес факсимильной копии. Лилли читается замечательно, и уже после нескольких страниц его обаятельного стиля и языка проблемы с непривычным начертанием букв сходят на нет.
Так что же это за суета вокруг Лилли? Почему астрологам нынешнего дня нужно знать его работу? Говоря коротко, она содержит астрологическую традицию, данную нам в наследство классической астрологией. Астрологи, не знакомые с важностью этой традиции, могут подумать, что астрология Лилли была хороша для семнадцатого века, но она неуместна для сегодняшнего астролога, на которого оказали влияние и наука, и влюбленность нашего века в глубинную психологию. Тем, кто разделяет такое воззрение, я предложу выслушать иное мнение. В том, что касается Лилли, для современного астролога есть две важных области, на которых стоило бы сосредоточиться. Первая - это практическое мастерство гороскопии, включающее в себя традиционные принципы, методы и техники. Вторая касается отношения астролога, осуществляемого на практике.
Что касается гороскопии, Лилли остается непревзойденным мастером в интерпретации гороскопов, представленных для осмысления его читателю. Это не было бы так примечательно, если бы не часто звучащие вопли о том, что астрологические книги на самом деле не показывают вам, как интерпретировать карты. Взяв наугад семь книг с краю полки - все разных авторов, и ни одна из них не была элементарным учебником - я насчитала в них всего 14 карт и целых 1612 страниц теоретических измышлений. Сравните это с книгой Лилли, которая на 832 страницах содержит 35 хорарных суждений, а также натальную карту с дирекциями на весь жизненный период, двадцать лет из которого имеют детальные письменные суждения о дирекциях и солнечных обращениях. Книга написана как учебное руководство, и намерение Лилли ясно выражено и исполнено:
Я со всей прямотой и искренностью сердца, ясно и честно изложил сие искусство, постаравшись не упустить ничего, что я считал бы подходящим или уместным, или что могло бы как-либо помочь здесь юным Изучающим.
Ни тайн, ни профессионального лоска, ни причудливой рисовки. Лилли неуклонно излагает принципы и метод, а затем показывает их нам на практике. Книга легко читается, создавая эффект "беседы" с древними. Мы были бы отрезаны от их трудов, если бы Лилли не извлек суть из этих ранних греческих и латинских текстов. После определения терминологии и концепций он черпает из них достаточно для того, чтобы создать практически работающую модель, дающую полную и компактную справочную информацию о планетах, знаках и Домах. Овен - это:
Мужской дневной знак, подвижный, кардинальный, равноденственный; по природе огненный, горячий и сухой, холерический, животный, роскошный, неумеренный и бурный; дневной Дом Марса, Огненный триплицитет и Восток.
Каждое слово здесь значимо. Все, что мы далее можем сказать об Овне, будет производным из этих первичных качеств.
С таким основательным мастерством Лилли напоминает нам о простых моментах, часто пренебрегаемых сегодняшними астрологами. Вся практика в классической традиции была построена на различии между универсалиями и частностями.
Планеты и знаки - это универсальные сигнификаторы, но через их управление Домами они обретают место в конкретном мире людей. Это положение знакомо для хорарных астрологов, но оно считалось не менее важным и в натальной работе. Лилли - это ценный источник информации для живой традиции, поскольку через его посредство мы наблюдаем и астрологические, и общественные изменения. Например, тема седьмого Дома преобладает в случаях воровства (35 страниц), и только на 17 страницах соотносится с браком. Подобно этому, современные хорарные практики располагают жен в 7-м Доме, а любовниц, как удовольствие, в пятом, тогда как Лилли относит и жен, и возлюбленных, и проституток к седьмому Дому.
Эти факты поднимают вопрос об отношении к правилам и методам. Лилли - не фанатик правил. Его подход текуч, и он неоднократно говорит изучающему: "Варьируйте свои правила в соответствии с вопросом". Важно "смешивать Искусство и Рассудок вместе и не слишком сильно полагаться на общие правила Искусства".
Он без особой серьезности относится к таким деталям, как орбисы аспектов, информируя нас о вариациях, используемых разными астрологами, с комментарием:
Иногда я использую одни, иногда другие, как моя память помнит их, и при этом не бывает ошибки.
Он также предупреждает против принятия афоризмов как основы для суждения:
Без серьезного смешения суждения с основными сигнификаторами, они не действуют сами по себе в тех целях, которые провозгласили древние; в сердце каждого практикующего пребывает суждение о том, как достичь правильного понимания их. Ложное понимание афоризмов часто присутствует в современной хорарной практике, особенно среди таких авторов, как Айви Голдштейн-Джекобсон и Де Льюс, которые заимствуют у Лилли обширные выдержки, не упоминая его как источник. Они, кроме того, не отличают афоризм и свидетельство от первичного завершения сигнификаторов, в результате чего они делают хорарную астрологию и гораздо менее гибкой, и гораздо более слабой, чем она есть в практике Лилли. Пример этому - превращение афоризма о том, что управитель 4-ого Дома указывает конец дела, в правило, применимое ко всем хорарным вопросам. Цель здесь - иметь ограниченное количество правил, а астрологическая теория заключается в том, чтобы они образовывали ведущую традицию:
Необходимо не то, чтобы вы имели все это точно записанным в вашей памяти, но чтобы вы были способны знать, когда ошибаетесь, а когда нет, когда отвечать на вопрос, а когда нет.
Мастерство дает различение и направляет суждение астролога; это не есть нечто мертвое, чему надо следовать ради него самого. Знать, в чем несведущ, и вести диалог с традицией - фундаментальные условия практики. Лилли признается перед нами в своем недопонимании Жребия Фортуны:
Я до сих пор мало удовлетворен касательно его истинных действий; намереваюсь предпринять усилия в этом направлении позже и опубликовать мои результаты.
Таким образом, ведомый мастерством, астролог развивает уверенность в своем понимании, и эта уверенность дает ему способность выносить гарантированные суждения. Лилли всегда раскрывает перед своими читателями, как он пришел к тому или иному суждению, и он совершенно убедителен. Когда он пишет в скобках: (и так оно и было), или: (и так все и оказалось), мы верим ему. Его астро-логика так убедительна, что трудно себе представить, чтобы события развивались каким-то другим путем. Очень немногие астрологические книги заслуживают такого доверия.
Все это привело меня к чтению Лилли. Его нельзя просто читать, его надо изучать. А это значит - рисовать его карты, пытаться интерпретировать их самостоятельно, а затем медленно прослеживать его суждения. Ясность его понимания приносит радость. Украденная рыба, Меркурий в Рыбах в двенадцатом Доме. Пропавший корабль, находящийся в безопасности в ирландской гавани, поскольку Луна в Тельце (Ирландия) заключена в 11-м Доме друзей, "фиксированна, и в ... Доме комфорта и облегчения". Новости были на подходе при формирующемся трине Меркурия (и так оно и оказалось). Плохие сны из-за недавней потери должности; Юпитер в соединении с Сатурном, владыкой десятого Дома, и видевший сон "потерял выгоду некоего хорошего места в государстве и ... был озабочен тем, как жить при тех долгах, которые он уже сделал". Солнце в Овне в 9-м Доме, знатный военный, собирающийся за границу. Иногда то, что кажется сначала сомнительной хитростью, оказывается безупречным прочтением. В случае с другим пропавшим кораблем, Луна в 10 градусах Девы приближается к трину с Сатурном в 15 градусах Тельца, владыкой 8-го Дома. Это первый формирующийся аспект Луны, и все же Лилли сосредотачивается на последнем аспекте Луны - отдаленной квадратуре к Сатурну из 15 градусов Льва. Оказывается, Луна после той квадратуры находилась в свободном уходе, и Лилли делает вывод:
это показывает, что Корабль недавно был в опасности (смерти), т.е. потерпел кораблекрушение: и поскольку Луна была в свободном уходе, никаких сведений об этом не было получено.
С приближающимся завершением Луны в трине к Сатурну купец:
потеряет многое, если не все, что было на этом Корабле.
Хотя Лилли говорит нам, что "жители Лондона мало считались с Астрологией", изучая вопрос за вопросом, мы видим, как глубоко был Лилли укоренен в обществе, и что он обладал связями и уважением на всех уровнях того общества, не то что нынешние астрологи. Среди его клиентов были жители Лондона, торговцы, военные и парламентарии, алхимик и священник, несчастная женщина, жена заключенного, леди и дворянин. Есть подозрения, что были также и короли. В делах с этими людьми Лилли интересует не исключительное и эффектное, а простые и обыденные человеческие заботы: болезнь и здоровье, богатство, брак, покупка домов, украденные деньги, пропавшие люди и потерянные лошади. Когда времена меняются, "хорошо известные" стороны спрашивают, действительно ли Кембридж был взят королевскими войсками?
Семнадцатый век встает вокруг нас, когда мы листаем страницы, и мы понимаем, как мало на самом деле изменились люди.
Есть, однако, некоторые менее приемлемые особенности семнадцатого века, которые поначалу могут вызвать отчуждение у гуманистического астролога. Под двенадцатым Домом мы находим вопрос "Заколдован ли?", за которым следует набор магических инструкций о процедурах для снятия чар. Современный профессиональный астролог вряд ли будет заниматься ритуалами по снятию порчи, для которых нужна солома, черепица, моча и огонь. Аналогично этому, кажущаяся резкость его ответа женщине, спрашивающей, будут ли у нее когда-нибудь дети, была бы сочтена совершенно недопустимой психологическим или консультирующим астрологом:
по этим причинам, перечисленным выше, я вынес данное суждение, т.е. что кверент никогда не имела прежде зачатия, и по всем признакам Искусства, которые я мог найти, никогда не будет иметь зачатия, и что она от природы бесплодна.
Не идет ли здесь Лилли против своего же собственного совета, который он дает изучающему в своем Послании, о том, что астролог не должен "поражать несчастных ужасом резких суждений"?
Я думаю, нет. Если мы рассмотрим этот вопрос ближе, то вспомним настойчивое указание Лилли о том, что астролог не должен давать суждения по незначительным и тривиальным делам. В таких серьезных случаях, как этот вопрос о детях, Лилли требует, чтобы астролог подходил к астрологии серьезно. Это означает постижение с помощью гороскопии правды ситуации, в той степени, в которой он на это способен. Какой бы эта правда ни была, есть неписаное предположение, что правда лечит. Если правда в ситуации этой женщины - бесплодие, то именно это важно, и вполне может быть необходимо об этом сказать. Нет более яркого примера к этому, чем рассмотрение Лилли вопроса "Будет ли больной жить или умрет, и какова его болезнь?".
Дав ранее мощные предупреждения против предсказания смерти, Лилли доверяет нам следующее:
Я убедил человека прийти к миру с Богом, привести в порядок его дом, поскольку я не ожидаю по естественным причинам, что он проживет более десяти или двенадцати дней. И причины этому были...
Луна приближается к квадратуре с Юпитером, владыкой 8-го Дома, находящимся в изгнании в Близнецах. Юпитер, являющийся также владыкой 7-го Дома, означает присутствие и действия Лилли в данной болезни. Он прорицает истину о том, что человек умирает, и он входит в ситуацию так, как полагает нужным. Он напоминает нам о своем собственном натальном Юпитере в Весах в 7-м Доме, владыке его натального 9-го Дома. Его астрология дает другим духовное руководство. Он исполняет роль священника, и в каждом его слове звучит тема Юпитера, Весов и 9-го Дома:
Я убедил человека прийти к миру с Богом.
Сострадание и осторожное понимание человеческого характера всегда сопутствует астрологическому суждению Лилли - "осмотрительность вместе с искусством". "Обратите внимание на свое здоровье", - говорит он алхимику, спрашивающему: "Получу ли я философский камень?", "и что джентльмену надо думать, говорил я, не напрасно, я показал ему, что ему более необходимо излечить себя от туберкулеза, он вступает (и даже уже вступил) в период усиления его страданий, продолжая заниматься этим лабиринтом".
Несмотря на кажущийся предсказательный элемент, в астрологии Лилли на удивление нет ничего фатального. Его тонкое мастерство гороскопии, его поэтические строки истины, имеющие основу в мире людей, имеют в своем центре очень простое стремление.
Он говорит нам, что знание сие найдет отличное использование у тех, кто будет осторожно, естественным путем предотвращать несчастья, в которые они были бы втянуты своей природой или склонностями.
Существует выбор, участвовать или не участвовать в том или ином деле, человек не фатален. Природа участия и астролога, и кверента жизненно важна для завершения, которое проистекает не из движения планет, но из активных человеческих усилий. Этот вопрос обсуждается в комментариях Джеффри Корнелиуса в конце книги, к которым я и отсылаю астрологов, беспокоящихся по поводу кажущегося предсказательного элемента в работе Лилли. Когда Лилли заявляет "избегайте рыжих слуг, сигнифицируемых Марсом", имеется в виду, что такие люди могут способствовать тем "несчастьям", к которым индивидуум естественно склонен, и что это не будет на пользу его общему благополучию. Сегодня мы говорим о натальных "потенциальностях"; вероятно, рыжие слуги усилили бы скорее худшие потенциальности Марса, чем наилучшие склонности. Подход Лилли к натальной карте поразительно похож на подход любого хорошего современного астролога. Он собирает свидетельства силы и слабости планет и начинает общим образом оценивать выраженность четырех "жидкостей". Он напоминает нам сегодняшнего астролога, рассматривающего стихии:
сангвиническая, холерическая... совершенная смесь двух других жидкостей, т.е. холодной и влажной, так что трудно сказать, какая жидкость находится в избытке ... истинно я не могу различить какого-либо сверхизбытка любой из четырех жидкостей. Новички в чтении Лилли могут найти полезным начать чтение с Натального раздела на стр. 534, в котором подробно описывается, как оценить манеры человека. В качестве основы здесь главным образом используются планеты, а не знаки. Манеры узнаются по планете на Асценденте, или планете, соединяющейся с Луной или Меркурием, или же, при отсутствии всего этого, по управителю Асцендента. Натальный раздел изобилует полезными намеками об измерении времени и ректификации, в том числе есть метод ректификации времени рождения отца по гороскопу ребенка. Лилли использует три главных способа измерения времени: Дирекции (наши первичные дирекции), Профекции (двенадцатилетний цикл) и Революции (наши солнечные обращения).
Он подробно обсуждает движение сигнификаторов и промиссоров, придавая наибольший вес пяти главным дирекциям:
Асцендента/Меридиана, Солнца/Луны и Фортуны. Движение планет считается менее важным. Для этих пяти главных факторов даются емкие и точные трактовки. Если в один год образуется много мажорных аспектов, он рекомендует сравнить Дирекции с Революцией, чтобы определить, какой фактор будет наиболее заметным. Он детально рассматривает дирекции на двадцатилетний период и сравнивает их с относящимися к делу Революциями на каждый год. Я не встречала такой внимательной и тщательной гороскопии ни в одном современном учебнике.
Наконец, остается вопрос, почему астрология Лилли Христианская. Сам заголовок опровергает любую ассоциацию астрологии с оккультной "работой дьявола". Жизнь Лилли, подобная жизни церковнослужителя, и тот факт, что он похоронен в Церкви Св. Марии в Уолтоне, являются свидетельствами его христианства. Его портрет на фронтисписе вызывает воспоминание о Вифлеемской звезде и Великих эпохах Овна и Рыб. И истинно христианский дух наполняет его работу и звучит в известном послании изучающему:
чем более растет твое знание, тем более ты увеличиваешь силу и мудрость Всемогущего Бога, и старайся сохранить себя в его благосклонности, будучи уверен, что чем более священно твое искусство, чем ближе оно к Богу, тем чище будет суждение, тобой даваемое.

Мегги Хайд
Пер. с англ. А. Колесникова

Интересные адреса в Интернет



С вопросами и предложениями по работе этого сервера обращайтесь по адресу webmaster@deol.ru

DEOL - Начало
DEOLНomePage