DEOL - Начало
DEOLНomePage


Мужской клуб
Медицина
Природа и мы
Культура. Искусство
Отдых
Справки
Образование
Погода
Поиск
Прогулки
по Интернет


Астролог
Театрально-
концертная
афиша

Журнал "Если"
Музеи
Театры
Литературный базар
"29"


НОСТРАДАМУС НА
ПЕРЕКРЕСТКЕ ЭПОХ





НОСТРАДАМУС НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ЭПОХ

На уровень вверх
Здесь могла бы
быть Ваша реклама

Алексей Пензенский 
Итак, пророчества Нострадамуса играли - и играют - большую роль для общественного мнения. С полной уверенностью можно говорить о феномене Нострадамуса, популярность которого пережила его самого на четыре столетия: и продолжает расти. Очевидно, дело здесь отнюдь не в литературных достоинствах его "Пророчеств" (которые невысоки) и не только в том, что, по мнению его многочисленных комментаторов, многие предсказания действительно исполнялись. В чём же глубинные корни этого явления? Как представляется, ответов может быть несколько. Во-первых, причины кроются в особенностях истории общественного сознания. По мере развития цивилизации уменьшался страх человека перед природой (стихийные бедствия) и одновременно возрастал ужас перед войнами, которые становились всё более кровопролитными, и революциями, слепо сметающими политические режимы, казалось бы, нерушимые. После изучения "Пророчеств" становится ясно, что Нострадамус предвидел, что наибольшую опасность для человека представляет сам человек, а отнюдь не природные силы. В его предсказаниях войны и мятежи приносят несравненно больше бед, чем землетрясения и наводнения. В XX в. страх человечества перед всеразрушающей войной (на деле - страх человечества перед самим собой) достиг апогея, ибо развитие ядерной физики делает такую войну вполне реальной. "Пророчества" Нострадамуса, таким образом, "бьют" человека в самое больное место - страх перед собственной цивилизацией. И страх этот оправдан. Да, XX век, пожалуй, самый гуманный в мировой истории. Но именно в этом. веке человечество познало самые страшные и отвратительные войны и политические режимы. Цена за гуманность оказалась слишком высокой, и даже на фоне нынешней тенденции к поисках "всемирного компромисса" тысячи и тысячи людей всё ещё не способны поверить в грядущее мировое братство. Они не верят своему веку. Неспроста прекращению "холодной войны" мы обязаны поколению, уже не заставшему гекатомб мировых войн и концлагерей тоталитарных режимов. С этой точки зрения "Пророчества" Нострадамуса выглядят как предупреждение; они отвечают не на вопрос "Что будет завтра", а на дилемму "что будет завтра, если сегодня..." Это, между прочим, роднит его предсказания с научной фантастикой, как это ни парадоксально. Вторая сторона проблемы выглядит трагичнее. Мировому общественного сознанию близка идея карающего Бога; прежде всего это относится к христианству. В Библии читаем: "И придёт на тебя бедствие: ты не знаешь, откуда оно поднимется, и нападёт на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придёт на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь" (Исайя, 47:11); "Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов" (Мтф. 13:49-50). Конечно, неверно представлять себе христианство этакой изуверской религией; совершенно напротив. Но нельзя забывать и о роли церкви, с большим успехом запугивавшей верующих Страшным судом; в настоящее время этим занимаются руководители многочисленных сект (вспомним массовое самоубийство сектантов Д.Кореша в апреле 1993 г. в США - ведь были какие-то внутренние причины, заставившие их убить себя и своих детей!) Значительная масса людей пытается вырваться из плена подсознательного страха перед будущим; с этой целью они активно ищут информацию о будущем, желательно в точных датах: Но я ленив душой, и жду таких пророчеств, Чтобы совпало всё - вплоть до имён и отчеств. Церковь решительно отвергает все попытки заглянуть в будущее, ибо ей отказ от этих попыток представляется залогом нормальной человеческой жизни; ибо человек, не отягощенный заботой о грядущем, свободен. Кроме того, "не наше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в своей власти" (Деян. 11:7). С другой стороны, наш век считается если не безбожным, то, по крайней мере, сдержанным по отношению к страху перед Богом. Но популярность идеи Страшного суда и активная потребность многих и многих вычислить его дату свидетельствует как раз об обратном. Слепой, безотчётный страх, сравнимый со страхом загнанного зверя, бросающегося на охотника, навстречу верной гибели, заставляет десятки людей вступать в секты Судного дня, и сотни тысяч - с ужасом и трепетом прислушиваться к трактовкам нострадамоведов, с преступной безответственностью предрекающих конец света в 1999 г. Значит, не всё ещё в порядке в общественном сознании, если его можно запугать рассказами о скором Апокалипсисе. Конечно, это не имеет ни малейшего отношения к вере: Богу не нужен страх, ему нужна вера и любовь. Очевидно, речь здесь идёт именно о первобытном страхе перед гневом страшных богов. Этот страх был в полной мере присущ эпохе Нострадамуса. Конечно, сейчас он не принимает таких масштабов, но всё же он есть, скрученный, на манер пружины, в глубинах не то что общественного сознания - подсознания. И пророчества Нострадамуса беспощадно высвечивают этот страх. "Будут люди, которые припишут мне то, что мне не принадлежит," - писал он в "Послании Генриху II". Нострадамус не предсказывал конца света ни в 3797, ни в 1999 гг. У него нет ни слова об Апокалипсисе, но именно страх заставил общество найти эти слова и толковать на разные лады. Несёт ли за это Нострадамус ответственность? Навряд ли. Кликуш хватало во все времена, а Нострадамус в конце концов обращался .не к ним, а к людям своего круга - образованным, гуманным и истинно верующим. Доказательством этого служат слова самого прорицателя, на которые, по-видимому, никто из нострамоведов-"эсхатологов" до сих пор не обратил внимания: "Ибо, несмотря на то, что пророчества эти изложены в туманных выражениях, их значение будет понято. Настанет время, когда невежество будет изгнано, и они ещё более станут понятными". Третья сторона вопроса достаточно нейтральна. На наш взгляд, росту популярности пророчеств Нострадамуса во многом способствует общее повышение уровня образованности современной цивилизации. Оно сопровождается также возрастанием интереса к истории и, если можно так выразиться, уважения к наследию мировой культуры. А ведь и магия, и астрология, - это коллоссальные пласты истории мирового сознания. Вспомним, что Томмазо Кампанелла (1568-1576) был талантливым астрологом, а название его труда "Город Солнца" вдохновлено пророчествами Нострадамуса (слова "город Солнца" встречаются в тексте предсказаний), вспомним роль астрологии при дворах французских и английских королей; вспомним, наконец, "Брюсовы календари". Смутные догадки о каких-то утраченных знаниях, сведения о великих пророках древности, и, конечно же, легенда о самом Нострадамусе, заставляет многих обращаться к "Пророчествам" в поисках ответов на загадки истории. Автор настоящей работы обратился к ним именно по этой причине. Нострадамус и в самом деле не обманывает своих читателей. Его пророческая книга ещё ждет своих объективных и внутренне честных исследователей, которые очистят его имя от легенд, а "Пророчества" - от фальсификаций и пропагандистских передёргиваний. ...Во Французском городе Салоне, на стене дома N 2 по улице Нострадамуса прикреплена мемориальная доска следующего содержания: "В этом доме жил и умер Мишель Нострадамус, астрофил, лейб-медик коровы, автор "Альманахов" и бессмертных "центурий". 1503-1506." Действительно, пророчества Нострадамуса являются неотъемлемой частью культуры современной цивилизации и умрут только вместе с нею. Как неоднократно подчёркивалось в работе, рост популярности пророческих сочинений Нострадамуса происходил отнюдь не в "пиковые" моменты истории. Напротив, наиболее глубокие и известные труды выходили в моменты относительного затишья; не будем забывать, что наиболее значительный всплеск публикаций о Нострадамусе, вызванный широким обществен ным интересом к салонскому прорицателю, пришелся на последние 50 лет, в течение которых мир не знал крупных войн. Очевидно, современники знают и понимают о своём времени мало. Требуется определённый период, чтобы человечество, миновав очередной кризис, смогло по-настоящему оценить его характер и причины. Как представляется, с этим связан тот факт, что 99% пророчеств Нострадамуса становятся понятными только после того, как они "сбываются". Спор о том, обладал ли Нострадамус пророческим даром, на фоне проблем, поднятых в настоящей работе, выглядит не столь принципиальным. Есть ли рациональный смысл в его "Пророчествах"? На этот вопрос можно ответить тоже вопросом: есть ли (точнее, был ли) рациональный смысл в вертолёте Леонардо да Винчи? в технических предвидениях Рождера Бэкона? В романе Сирано де Бержерака о путешествии на Луну? Действительно, Нострадамус как властитель дум стоит в одном ряду с гигантами эпохи Возрождения - такими, как Кампанелла и Скалигер. Изучение его роли в истории культуры должно проводиться в контексте "взаимодействия эпох", эпохи Возрождения и нашего времени. Кроме того, очевидна необходимость рассмотрения его личности и трудов в контексте истории Франции XYI в. и сопоставления его пророчеств с другими профетическими творениями эпохи Возрождения. Так как почти никто из специалистов-историков не изучал по-настоящему творчество и личность Нострадамуса, эта тема может - и должна - быть поднята в дальнейших исследованиях.

Интересные адреса в Интернет



С вопросами и предложениями по работе этого сервера обращайтесь по адресу webmaster@deol.ru

DEOL - Начало
DEOLНomePage