Продолжаем публикацию гороскопов из "Жизни замечательных людей", написанных учениками Школы астрологии Владимира Колесникова, которые предназначены не только и не столько для времяпрепровождения для уже овладевших астрологией, сколько для обучающихся среднего уровня. Т.к. нет лучшего практикума для обучающегося, чем опубликованное описание гороскопа известной личности, в котором учащийся может разглядеть все астрологические нюансы.
Мы будем стараться не прерывать эту серию, а наоборот - расширять и разнообразить публикуемый материал, в том числе и различными прогностическими техниками. Читателям также надо учесть, что гороскоп трактуется в рамках статьи, т.е. далеко не исчерпывающе.
В истории русского искусства ХIХ века имя Архипа Ивановича Куинджи еще при жизни было окружено легендами. Огромная популярность у публики, восторженное отношение учеников, страшный ажиотаж вокруг его картин.
По свидетельствам современников, Куинджи обладал уникальным живописным даром: он обладал особым восприятием цвета от насыщенных контрастных тонов, до мягких "исчезающих" полутонов.
Это давало ему возможность по особенному видеть мир и отражать его в своих полотнах. В его композициях присутствует не только романтическая приподнятость и утонченная игра цвета, но даже что-то мистическое. Подчас люди, созерцающие его картины, плакали.
Неожиданно, в полном расцвете творческих сил, художник прекращает участвовать в выставках, закрывается в своей мастерской и в тайне даже от ближайших друзей, движимый глубоким интересом к живописи и страстью к совершенствованию и обновлению отдается усиленной работе. Он открывает цветность воздуха, изучает его вибрацию, пульсирующую жизнь воздушных струй. Он увлечен - творчество ради самого творчества, а не ради признания и почестей.
Таков он - Куинджи, гений - изобретатель, однолюб, всю жизнь горевший огнем любви к искусству и только искусству. Трудное детство и завоевание славы без каких бы то ни было покровителей и меценатов - все создано собственными силами, собственными руками.
А. И. Куинджи родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека 27 января 1841 года, хотя сам он себя считал русским. Жизнь Куинджи сопровождалась множеством легенд, даже дата его рождения до конца не выверена, но многие исследователи его жизни и творчества склоняются к выше приведенной дате. Мы же на примере динамики гороскопа Куинджи постараемся убедиться в этом.
Так, в 1845 году у художника умер отец, а вскоре и мать. В это время прогрессивная Луна, находясь в знаке Тельца и продвигаясь к 7 Дому, образует два разделяющих аспекта (квиконсы) к Сатурну и Марсу. Куинджи воспитывается в это время попеременно у брата и сестры отца. Понятно, что его начальное образование оставляло желать лучшего.
В 11 лет Куинджи был отдан родственниками в "люди", сначала к строительному подрядчику, потом к хлеботорговцу. Показательны прогрессии на этот возраст - прогрессивная Венера, управитель МС, точно соединилась с IС в знаке Овна на вершине Перста, в квиконсе с прогрессивным Марсом в знаке Скорпиона на куспиде 11 Дома и в квиконсе с прогрессивной Луной в знаке Девы в 9 Доме. Здесь прогрессии подтверждают полное расставание с домом и начало самостоятельной жизни.
Куинджи с детства любил рисовать и рисовал постоянно. "Хозяева" гордились талантливым мальчиком и показывали его работы своим гостям. Один из гостей, происходивший из богатой и образованной феодосийской семьи, дал Куинджи рекомендательное письмо к Айвазовскому. К этому времени Куинджи 15 лет. Он страстно хочет рисовать и рисовать как можно лучше.
Астрологическое отражение его состояния - очень сильная Венера в Рыбах в экзальтации, в соединении с Луной и Ураном под управлением Нептуна. Такое сочетание планет - это связь с глубочайшими слоями психики, подсознания, обостренность чувств, впечатлительность, восприимчивость к красоте, особое видение цвета. Ось Дева - Рыбы, включенная в 3 Дом, усиливает тенденцию самопогружения, сосредоточенности на своем внутреннем мире, и, учитывая планеты в Рыбах в 3 Доме, можно предполагать природную медитативность, закрытый тип характера. Квадратура Сатурна к стеллиуму усиливает эту тенденцию.
Куинджи не застал Айвазовского дома, но с ним занимался лучший копиист Айвазовского немец А.И. Фесслер, который научил его пользоваться масляными красками, что еще больше укрепило Куинджи в желании стать художником.
Интересно, что прогрессии в этот период отражают эти события: Луна в 10 Доме в соединении с Марсом и точкой Фортуны - первое осознание себя профессионалом и стремление к успеху. Прогрессивная Венера в трине к Асценденту открывает внутренние горизонты, дает ощущение свободы и уверенности.
Последующие несколько лет Куинджи много переезжает - живет в Одессе, Мариуполе, пытается открыть фотографию, работает ретушером. В это время у Куинджи формируется серьезный подход к жизни, стремление занять достойное место в ней. Куинджи говорил: "...я с детства привык, что я сильный..." - ключевые слова позитивного Сатурна в 1 Доме.
И в самом деле, Куинджи не мыслил себя и не мог быть в середняках. Завоевание вершины вполне в его характере: Сатурн в 1 Доме в секстиле с Марсом в 10! Такая перекличка цифр (Домов) 1 - 10 в гороскопе соответствует вышесказанному. Большое количество планет гороскопа в фиксированных знаках говорит о способности к концентрации усилий, прагматичности, упорстве и независимости.
В 1860 году Куинджи переезжает в Петербург. "Желание учиться горячее, твердое, и я решился ехать в Петербург, где никого не знал и был почти без денег" - рассказывал впоследствии художник. Это и не удивительно, Асцендент гороскопа находится в Стрельце на оси развития (Близнецы - Стрелец), акцентируя потребность учиться и развиваться всю жизнь. Здесь же в соединении с Асцендентом Юпитер, управитель гороскопа, необычайно усиливает гороскоп, подчеркивает философский склад характера художника, чувство собственного достоинства, великодушие и глубокую веру в то, что он должен строить судьбу своими руками.
Скопление планет в 1 квадранте гороскопа так же говорит о независимости и прагматичности художника. Люди 1 квадранта рассчитывают только на себя, сами прокладывают свой путь в жизни, отвергая чужой и прошлый опыт, воспринимают жизнь как восхождение к вершине.
Здесь прогрессии хорошо показывают переезд и жизненные устремления. Прогрессивный МС из 10 Дома в трине к натальной Венере, управителю МС, говорит о стремлении и решимости достичь своих целей. Луна в 1 Доме в соединении с Юпитером, сигнификатором 9 Дома, Дома дальних путешествий приносит беспокойство и желание расширить свои горизонты. А Солнце, находясь на куспиде 3 Дома, в трине к натальному Марсу, подтверждает желание учиться и совершенствоваться.
Именно в эти годы Куинджи 2 раза пытается поступить в Академию художеств, но его не берут. Казалось бы, удивительно, такое страстное желание учиться и вдруг неудача! Однако, гороскоп художника показывает, что данный период времени не очень благоприятствует началу новых дел. Прогрессивная Луна завершает свой 29 летний цикл по Домам гороскопа, сейчас как раз такое время в жизни будущего художника, когда ему нужно подвести определенный итог. Явное превалирование фиксированности в гороскопе требует больше времени, чтобы всесторонне освоить ситуацию, быть внутренне готовым к изменениям.
В это время Куинджи живет трудно, бедствует; но не позволяет себе расслабиться - ни единой жалобы, ни единого стона. Юпитер в Стрельце дает веру в себя, трин Плутона усиливает Юпитер, фиксированное качество помогает устоять на ногах и упорно двигаться вперед.
В эти годы Куинджи знакомится со слушателями Академии художеств. Образуется кружок будущих художников. Они часто собираются, обсуждают многие волнующие их вопросы, в частности, очень жарко обсуждается вопрос о гении. Куинджи принимает в этом самое активное участие.
Однажды он исчезает из поля зрения коллег-художников на целый год; многие думают, что он уехал, к себе на родину. Но материальное положение его таково, что он вынужден был оставить занятия живописью: жить было не на что, и он работал в фотографии, постановщиком поз с утра до позднего вечера, чтобы свести концы с концами.
Только в 1866 году, когда Виктор Васнецов с трудом уговорил "упрямого грека" вернуться к живописи, начинается новый период в жизни Куинджи. Он словно просыпается от сна, он открыт для новых идей и начинаний, он полон сил и жажды творчества.
Очень показательна карта прогрессивного новолуния в 3 Доме в Рыбах. В это время Куинджи 26 лет. Прогрессивный Асцендент переходит в знак Козерога и входит в соединение с Сатурном, прогрессивный МС переходит в знак Скорпиона, говоря о предстоящих изменениях в жизни, которые не заставили себя ждать.
В 1868 году за картину "Татарская Сакля" Академия художеств предлагает Куинджи звание свободного художника, но он отказывается! Нередкий случай для людей с Сатурном в 1 Доме, когда они, относясь к себе и своему творчеству с большой ответственностью, строгостью (скромностью), не считают для себя возможным принять с их точки зрения незаслуженное вознаграждение, не хотят преждевременных побед. Вместо этого Куинджи становится вольнослушателем Академии. Активно и усердно работая, он принимает участие в выставках и сразу становится заметным, пресса отмечает его картину "Рыбачья хижина".
22 сентября 1870 года Куинджи успешно заканчивает Академию и получает звание "свободного" художника. В этот день транзитное Солнце находится в соединении с МС, подтверждая творческие достижения, общественное признание, успех. Началась полнокровная насыщенная творческая жизнь. Художника влечет природа, и остров Валаам становится его любимым местом, там была написана целая серия картин.
В 1873 году состоялась его поездка в Европу, где Куинджи посещает известные музеи и знакомится с творчеством классиков и современных художников. В этом же году появляются две значительные работы - "Ладожское озеро" и "На острове Валааме". Картина "На острове Валааме" - первое произведение художника, приобретенное П.М. Третьяковым.
С этой картиной произошла удивительная и показательная история. Через 10 лет после ее создания, художник Судковский пишет картину "Мертвый штиль", где будет повторен найденный Куинджи мотив просвечивающегося сквозь воду каменистого дна. Разгневанный Куинджи настоял, чтобы А.С. Суворин, известный журналист и издатель, написал статью о защите авторского права. Хотя в своих общественных воззрениях Куинджи и был идеалистом, мечтающим преобразовать жизнь на началах братства и взаимопомощи, но, когда сталкивался с проявлениями несправедливости, он становился твердым и непреклонным.
В 1874 году на международной выставке в Лондоне работа Куинджи "Снег" получила бронзовую премию. 1874 год в целом - особенно счастливый год в жизни художника. В этом году состоялась его свадьба: он женился на девушке, которую знал и любил с детства. Вера Елевфериевна долго ждала его, отказывая многим претендентам на ее руку и сердце. Она была дочерью состоятельного купца, и только тогда, когда Куинджи стал признанным и знаменитым художником, отец дал согласие на свадьбу.
В свадебное путешествие молодые едут на Валаам, где Куинджи хотел показать жене свои любимые места. Ведь 3 Дом у него в Рыбах, то-то он и хотел показать Остров (12 Дом) в большом озере (Рыбы). По дороге они попадают в жуткий шторм, чудом остаются живы - это игра Нептуна и Плутона, один показал всю мощь своей стихии, а другой помог выйти из экстремальной ситуации.
В Петербурге молодая чета поселилась в квартире со скромной обстановкой, прислуги не держали, забота о муже стала главным делом и гордостью жены. Специально для Веры Елевфериевны был куплен рояль, она любила музыку и неплохо играла на рояле. Куинджи в детстве сам научился играть на скрипке, и по вечерам у них звучала музыка - рояль и скрипка. Это очень роднило и сближало их. В астрологическом плане Нептун, управитель стеллиума в Рыбах, находится в знаке Водолея, наделяя вдохновением и стремлением обрести духовность в отношениях.
В 1875 году Куинджи был принят в члены Товарищества художественных передвижных выставок (отсюда - термин "передвижники"). Год художники готовились к выставке, каждый в своей мастерской, а потом представляли свои работы на выставку. Это было интересное и насыщенное время, богатое духовной, интеллектуальной жизнью. Куинджи дружил со многими известными художниками и деятелями того времени - Крамским, Брюлловым, Шишкиным, Поленовым, Менделеевым, Стасовым.
Многие отмечали прозорливость и ясность мысли Куинджи. Он заинтересовывал своей речью, умел подходить к вопросу с какой-то своей неожиданной стороны. Ведь в 3 Доме, Доме, где течет наше сознание, у Куинджи находится Уран в знаке Рыб, наделяя сильной интуицией и напряженностью течения мыслей.
В 1876 году картина Куинджи "Украинская ночь" была украшением очередной выставки передвижников - куплена П.М. Третьяковым. "Украинская ночь" и еще две работы Куинджи были на выставке в Париже. Было много статей, в которых критики отмечали необыкновенное мастерство и палитру художника. Поражала передача света, с одной стороны, и воздуха, пространства, с другой.
Постепенно картины Куинджи становились "гвоздем" выставок. Совершенно самостоятельно и независимо от французских импрессионистов, он изучал законы сочетания дополнительных тонов и умел использовать эти законы для передачи света с изумительной силой и правдивостью. В области воздушной перспективы он был истинным мастером. Работая в мастерской, сделав предварительные зарисовки на пленэре, Куинджи старался создать поэтический образ природы. Каждая его картина была плодом больших творческих усилий. "Поспешай медленно..." - любил говорить Куинджи.
Новшества, вносимые Куинджи в живопись были вполне сознательными и продуманными. В его гороскопе Меркурий в Водолее в соединении с Солнцем и через Солнце с Нептуном награждает его способностью мыслить глубоко, творчески, а квадрат Марса - интенсивностью и напряженностью в работе.
Следует отметить, что в гороскопе Куинджи проявлены знаки Стрельца, Водолея и Рыб, эти знаки могут давать способность к предвидению, ясновидению, озарениям. В этой связи интересно проследить взаимодействие двух стеллиумов гороскопа. Водолей загружен Меркурием, Солнцем и Нептуном, управитель которых - Уран - находится в другом стеллиуме в соединении с Венерой и Луной в Рыбах в 3 Доме. Рецепция Нептуна и Урана обеспечивает действенное взаимопроникновение двух знаков.
К этим двум стеллиумам причастны и все остальные планеты гороскопа: Марс в 10 Доме в квадрате с Меркурием и квиконсе с Луной в Рыбах, Юпитер в 1 Доме в квадрате с Ураном в Рыбах и секстиле с Нептуном в Водолее, Сатурн в 1 Доме в квадрате с Луной в Рыбах и, наконец, Плутон в 4 Доме в полусекстиле с Ураном, секстиле с Нептуном и трине с Юпитером, которые делают гороскоп на редкость цельным. Обладая таким сильным и цельным характером и будучи достаточно устойчивым и твердым человеком, Куинджи вышел из Товарищества из-за разногласий между художниками.
В 1880 году впервые в России состоялась выставка одной картины. Это была картина Куинджи "Ночь на Днепре". И.Н. Крамской писал "... Его "Ночь на Днепре" вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение и небо - настоящее, бездонное, глубокое".
Нетрудно увидеть это событие в жизни Куинджи в прогрессиях - Юпитер, управитель гороскопа, образовал доминантный треугольник между Плутоном в Овне и Луной в Деве, указывая на вершинное достижение в творчестве. Венера, управитель 10 и 5 Домов, соединилась с куспидом 5 Дома. На достижения в творчестве указывают и многие другие аспекты, а вот аспект квадратуры Урана в Рыбах к Юпитеру как бы указывает на необычность жизни картин - почти все картины художника стали растворяться, исчезать после его смерти, так как он применял только одному ему известные приемы смешивания красок.
Это событие ознаменовалось еще и тем, что до открытия выставки картина была куплена Великим князем Константином за фантастическую по тому времени сумму в 5000 рублей. Великому князю так понравилась эта картина, что он взял ее в кругосветное путешествие. Успех Куинджи был колоссальный: стояли огромные очереди, была масса статей и хвалебных рецензий.
В 1882 году состоялась еще одна выставка одной картины - "Березовая роща". И опять успех - огромный успех. В прогрессиях на 1882 год - Солнце соединяется с натальным Ураном, своим управителем, и с натальной Венерой, управительницей 10 Дома, Луна находится в трине к натальному Солнцу, прошла оппозицию с прогрессивным Солнцем и находится в фазе полнолуния. В астрологическом и житейском плане высшая точка достигнута.
С этого времени у Куинджи - ни одной работы на выставке. Говорили даже, что после бурного успеха "Березовой рощи" Куинджи не желает выступать с другими работами. Он закрывается в своей мастерской и отдается усиленной работе, занимаясь тем, что ему истинно интересно.
Стоит обратить внимание на то, что в гороскопе сильный Плутон находится в знаке Овна; это дает колоссальную сосредоточенность на своем внутреннем мире. Ведь здесь, в 4 Доме, Плутон находится в самых глубинах бессознательного, и человек может пережить трансформацию, по новому воспринимать жизнь. Куинджи по-прежнему дружит с некоторыми передвижниками, присутствует на их общих собраниях, принимает деятельное участие в подготовке реформы Академии художеств в 1893 году. В этом же году ему было присвоено звание академика.
Именно в этот период времени Куинджи начинает преподавать в Академии, возглавляет пейзажную мастерскую. Прогрессивное Солнце в Рыбах в 3 Доме способствует открытости, интересу к новым идеям.
Ученики буквально боготворят его, каждое слово профессора было на вес золота. Просматривая этюды учеников Куинджи говорит о цвете, композиции, объясняет, делает замечания, общается с учениками как отец со своими детьми, умеет почувствовать настроение, умеет понять. Единственная школа, которую он признает - натура, природа, единственный путь к ее познанию - этюды.
Тема учительства и опеки явно звучит в гороскопе художника. Юпитер в соединении с Асцендентом в Стрельце, Хирон из глубин 8 Дома и покровительственного Льва делает трин к Асценденту, еще ярче обозначая миссионерское начало и потребность передавать свое мастерство.
По пятницам двери его мастерской были открыты для всех желающих. Огромное количество художников и просто просителей приходило к нему, жена вела учет просьбам, никому не отказывали. Эта вечная готовность к самой широкой помощи ближним была одним из самых трогательных и характерных свойств Архипа Ивановича. Это была не благотворительность, а душевная необходимость. С самого детства он защищал всех слабых и нуждающихся; в Петербурге к окнам его мастерской слетались птицы, которых он кормил и даже лечил.
Куинджи щедро жертвовал на искусство и расходовал гроши на личную жизнь - эмоциональное отношение к делу своей жизни (Рыбы) и истинная скромность в собственной жизни (Дева). Неудивительно, что тонкая чувствительность, эмоциональность, способность находить общий язык с разными слоями общества были свойственны художнику. Уран, находящийся на оси служения, сильно обозначает знак Рыб.
В 1897 году Куинджи был вынужден уйти из Академии из-за ничтожного повода, был неправильно понят и не стал ничего объяснять. Куинджи был незаурядным общественным деятелем, который стремился преобразовать художественную жизнь. В своих общественных воззрениях он был идеалистом, мечтал о жизни на началах братства и взаимопомощи - Водолей.
В начале ХХ века было создано общество художников имени А.И. Куинджи для поддержки талантов и помощи нуждающимся, на что он пожертвовал полумиллионный капитал.
Период "молчания" художника был занят интенсивной творческой работой. Очень выразительны прогрессии. Новое прогрессивное новолуние, на этот раз на куспиде 4 Дома в знаке Овна! Независимость и ясность действий, желание испытать свободу, потребность уединения после столь насыщенной жизни.
Куинджи внес огромный вклад в искусство, был истинным художником-новатором и воспитал плеяду выдающихся учеников, среди которых Н.К. Рерих, А.А. Рылов, К.Ф. Богаевский и другие.
Куинджи истинный художник - новатор, ведь с появлением его пейзажей, пейзаж стал существовать как равноправный жанр в искусстве!
Наталья АКСЕНОВА
|
|