Нужна ли нам индийская астрология? И если нужна, то зачем? Эти вопросы возникают вполне естественно, так как большинство людей, читающих этот материал, - сами астрологи и некоторые из них занимаются западной астрологией уже много лет; живем мы, в общем-то, тоже на Западе (более или менее) - по крайней мере не в Индии. Западная астрология вполне развита и успешно справляется со многими задачами - так стоит ли заниматься еще и восточной?
Впервые с живой индийской астрологической традицией мне довелось встретиться лет семь назад при консультировании индийца. Это был почтенного возраста бизнесмен, много путешествовавший по миру, успешно занимавшийся разными видами бизнеса, человек, воспитанный в индийской традиции, но широко европейски образованный. Как он сказал, ему необходимо руководство в его деловой активности. На первую же нашу встречу он принес десяток астрологических карт, которые ему отдал его индийский астролог. Это были прямоугольные гороскопы, которые до этого я видел только в книгах. Здесь же была довольно толстая растрепанная пачка астрологических карт, из которой в то время я мог почерпнуть весьма немного. Да и не стремился, так как работал только в западной системе.
Мистер Сингх, так звали клиента, сказал, что консультации с моим индийским коллегой всегда были для него очень полезны. Астролог указывал ему не только те сферы бизнеса, где он может преуспеть, но и страны, и даже конкретных людей и точные периоды времени, успешные для того или иного предприятия. В частности, тот рекомендовал ему как-то поехать в Африку и заняться там продажей автомобилей, что мистер Сингх послушно сделал - и весьма преуспел на этом поприще...
Вопросы моего индийского клиента отличались четкой конкретикой: "что, где, когда", и касались выбора сфер деловой активности, точного времени проведения переговоров и подписания соглашений, характеристики деловых партнеров, выбора места для офиса, определения точных временных границ напряженных и благоприятных периодов для его деятельности, и так далее. Консультировался он не реже раза в месяц (а если случались ответственные дела, то и чаще). По правде говоря, эти консультации требовали от меня огромного напряжения сил (учитывая еще, что их приходилось вести на английском языке), добавлял напряжения и фактор сравнения с индийским астрологом, да и вообще - непросто работать с человеком совсем другой культуры.
Один из вопросов, которые мистер Сингх довольно часто задавал, касался некоторых его личностных особенностей, а в этой части его гороскопа был довольно сильный отрицательный показатель. Честно говоря, я не решался откровенно сказать ему об этом - еще срабатывала закваска европейской "гуманистической" школы, которая ориентирует астролога в большой степени на психотерапевтическую работу с клиентом, предписывает не говорить "в лоб" об отрицательных показателях, больше ориентировать на положительное, на высшие духовные ценности и т.д и т.п., - что само по себе и неплохо, но только не совсем соответствует тому, чего ждал от меня индийский клиент.
Только позже, при более близком соприкосновении с индийской астрологией, я узнал, что индийцы, при всей своей фаталистичности и вере в неотвратимость планетарных воздействий, используют так называемые упайи, или противоядия. Это та часть астрологической традиции, которая связана не только с предсказанием неблагоприятных планетарных воздействий, но и с эффективными способами предупреждения или снятия этих воздействий заранее, до того, как они сформировались, а также смягчение таковых, если их влияние удалось выявить слишком поздно. Полностью избавиться таким образом от уплаты кармических долгов, конечно, не удастся, - однако сильно отсрочить и, порой, смягчить расплату вполне возможно. В свете всего этого, считается лучше указать клиенту сразу и прямо на источник его неудач (как бы больно это ни было для его самооценки или разрушительно для надежд на будущее), и посоветовать применить ту или иную упайю (правда, в наших теперешних условиях можно использовать пока лишь простейшие и не самые сильные средства из их богатого арсенала).
Но, тем не менее, несмотря ни на что, индийский клиент остался доволен нашим длительным сотрудничеством, и продолжал консультироваться вплоть до самого своего отъезда на родину. И это, так сказать, было лирическое вступление. А вот серьезно заняться индийской астрологией меня побудили, как ни странно, проблемы современной европейской астрологии.
Итак, некоторые соображения на этот счет. К настоящему времени западная астрология разработала обширную и изощренную символическую систему интерпретации натальной карты, а также транзитов, прогрессий и прочих предсказательных гороскопов. Она отлично справляется с психологическим анализом личности, помогает людям разрешить их внутренние проблемы, а следовательно - и внешние, может вскрыть тонкие нюансы межличностных взаимоотношений, помочь гармонизировать партнерские связи и т.д., и т.п. Это - несомненно сильная сторона современной западной астрологии. Но когда дело касается конкретных предсказаний, то здесь мы получаем не столь оптимистичную картину. Нельзя сказать, что западная астрология здесь бессильна - нет, она способна делать очень успешные прогнозы, мы с этим постоянно сталкиваемся в своей профессиональной работе. Однако, успешность таких прогнозов в огромной степени зависит от мастерства и таланта конкретного астролога - в первую очередь от его так называемой интуиции. Роль техники здесь гораздо меньшая. Некоторые вполне преуспевающие астрологи-консультанты оказываются совершенно беспомощными при попытках точно и конкретно предсказать событие. (Это, конечно, вполне объяснимо, труднее объяснить другое - зачем они своими беспомощными и нелепыми прогнозами заполняют все средства массовой информации, - но это уже другая тема.)
Дело в том, что современная западная астрология, в том виде, в котором она развивается сейчас в большинстве стран, основана на так называемой гуманистической астрологии, возникшей в конце прошлого - начале нынешнего века. Что это такое, все люди, серьезно интересующиеся предметом, знают, поэтому углубляться не будем, лишь скажем, что чем более психологизированной и "гуманистически направленной" является астрологическая школа - тем меньше ее способность к успешному прогнозированию.
Ярким примером является известная европейская школа Астропсихологии. Сами ее представители заявляют, что вероятность точности их прогнозов - 50-60 %. Судя по всему, эта цифра несколько завышена для большей солидности. Что же это за прогнозы? Это просто вероятность случайного попадания. Для таких прогнозов астрология вовсе не нужна!
Дело в том, что такого рода современная западная астрология - это совсем не то же самое, что западная средневековая астрология. Здесь во многом преемственность нарушена, традиция прервалась, и многие звенья не восстановлены.
В прошлом западная астрология была гораздо более "приземленной", ее мало интересовал внутренний мир человека, нюансы настроения, проблемы бессознательного и прочее. Значительное место в ней занимали конкретные прогнозы, связанные с реальными, материальными событиями. И справлялась она с этим, судя по истории, весьма неплохо.
В дальнейшем, в связи с определенными объективными историческими тенденциями, о которых здесь нет места распространяться, традиция была прервана (к счастью не везде одновременно, и не в равной степени). И новая западная астрология развивалась в значительной степени в отрыве от своих корней, что, с одной стороны, ее ослабило, а с другой - усилило, так как ей пришлось пускать "новые корни", обогащаться знанием многих современных гуманитарных дисциплин. Она разработала такие темы, которые в старой астрологии совершенно не затрагивались.
По другому обстоит дело с индийской астрологией. Там традиция и линии передачи не прерывались в течение тысячелетий. Да и само общество, все обычаи и условия жизни людей на Востоке претерпели гораздо меньше изменений, чем на Западе. Там к сохранению традиции в чистоте и неприкосновенности относятся с чрезвычайной серьезностью и усердием. Так что все то, что утеряла в течение веков западная астрология, поныне живо и успешно применяется в восточной астрологии. Она по-прежнему, как и средневековая западная, осталась событийно ориентированной, совсем не психологичной, однако чрезвычайно точной и эффективной в своих предсказаниях.
Она пользуется почти всеми теми же символами и их комбинациями, что и современная западная астрология, т.е. планетами, звездами и их взаимоотношениями, но интерпретирует их совершенно иным способом.
В силу исторических и культурных особенностей Восток больше ориентирован на судьбу, предопределенность, карму, точное исполнение предписанного судьбой.
Запад же в гораздо большей степени ориентирован на свободу воли, активное создание своей судьбы - "человек, который сделал себя сам" - это типично западное определение, и оно на Западе звучит как похвала, чего нельзя сказать о традиционном Востоке.
Здесь мы видим, что Восток и Запад как бы являются двумя противоположными элементами универсального символа Инь-Ян, который, конечно же, всем знаком.
Символ этот пришел к нам с Востока, и сейчас устойчиво ассоциируется с Китаем, с Дальним Востоком, - однако, он настолько древний, что возникновение его относится скорее всего к тем временам, когда ни Китая, ни монголоидов, ни вообще каких-то рас в современном понимании не было и в помине. Он несомненно является универсальным и, вероятно, уже был "в ходу" задолго до появления современного "разумного" человека.
И Запад здесь несомненно представляет Ян: активную, жесткую, концентрированную, мужскую составляющую, а Восток - Инь: женскую, мягкую, пассивную, медитативную.
В астрологии же сложилась на первый взгляд парадоксальная ситуация: современная западная астрология несомненно олицетворяет Инь - она ориентирована на внутреннее, психологическое, субъективное, в большой степени она основана на интуитивном проникновении в суть проблемы, требует своего рода медитации над символами для того, чтобы вынести точное суждение. Она достигла больших успехов в области астрологии личности, решения внутренних проблем человека.
Индийская же астрология непрерывно развивалась в одном традиционном направлении, как утверждается, на протяжении примерно шести тысяч лет - естественно, что она достигла в своей области удивительных результатов. Индийская астрология олицетворяет Ян - она жестко ориентирована на внешние объективные события, требует использования очень конкретных и четких правил, без всякого психологизма и анализа внутренних побуждений. Она достигла поразительных успехов в точном прогнозировании событий в жизни человека.
Отсюда следует важный вывод: западному астрологу имеет смысл овладеть индийской астрологией, чтобы придать целостность своему искусству - он будет одинаково хорошо владеть обоими элементами в этой области - и Инь, и Ян. Тогда этому астрологу "не будет равных в Трех Мирах", как говорят индийцы.
Еще один важный момент - в последнее время на Западе, а теперь и у нас в стране, возник интерес к старым традиционным астрологическим техникам, астрологи стремятся вернуться к своим корням, чтобы понять, чем же на самом деле является их искусство: ведь сейчас, в конце XX века, мы утеряли ту метафизическую и философскую основу, на которой зиждется астрологическое знание. Астрологические техники становятся самоцелью, их придумывают во множестве, не говоря уже о том, что почти каждый, впервые прочитавший более или менее специальную книгу по астрологии стремится создать свою, новую, незаемную астрологическую систему. Это свидетельствует о том, что начинающий астролог не понимает сущности астрологического знания, не понимает смысла астрологических техник и не имеет прочного фундамента под ногами, складывающегося из осмысленных метафизических понятий.
Старые греческие, латинские и арабские астрологические труды помогают воссоздать полную картину астрологического знания и восполнить имеющиеся пробелы, но только индийская астрологическая традиция сейчас сохранилась полностью и дает нам возможность не только понять многое из утраченного западной традицией, но и восстановить конкретные старые техники. В первую очередь это система даша - планетных периодов и подпериодов, которая и дает возможность индийским астрологам делать столь точные предсказания (вплоть до минут!). Отзвуки этой системы мы можем встретить в редуцированной системе фирдаров, которую сейчас восстанавливают по арабским и латинским источникам американские астрологи Роберт Золлер и Роберт Хэнд. Но в индийской традиции эта система является уникальной - детально разработанной и полной.
Второй важный момент, практически отсутствующий в западной астрологии - это уже упоминавшаяся система упайя, или противоядий, позволяющая снизить негативное воздействие планетарных энергий.
И третий момент - это кармические связи, или кармическая астрология. На Западе она представлена в изобилии книгами авторов, трактующих эту тему в сугубо психологическом, а порой и откровенно фантастическом ключе. Не зная традиции, эти авторы вносят путаницу своими книгами в умы начинающих астрологов. Индийская же философская, астрологическая и религиозная традиция зиждется на этих ключевых понятиях, и при трактовке гороскопа здесь учитываются не просто отдельно взятые факторы (к тому же произвольно трактуемые и неверно понятые), а весь комплекс планетарных взаимодействий, показывающий вид кармы, типы отношений и т.д. и т.п. - что совершенно необходимо знать, понимать и с чем нужно уметь работать серьезному западному астрологу, претендующему на овладение "кармической" астрологией.
Но здесь следует сделать одно очень важное замечание: индийская астрология, повторим, пользуется почти всеми теми же символами и их комбинациями, что и современная западная астрология, т.е. планетами, звездами и их взаимоотношениями, но - интерпретирует их зачастую совершенно иным способом.
Отсюда правило: никогда не смешивать эти два метода в процессе работы - пользоваться обоими, но ни в коем случае не переносить толкования и правила из одной системы в другую.
Объединять и синтезировать следует лишь результаты вычислений и анализа, проведенных изолированно по двум разным системам. В противном случае получится ни то ни се - такая астрология не будет работать вообще!
К сожалению, сейчас есть некоторые астрологи в нашем Отечестве, которые очень широко пользуются техниками и понятиями из арсенала индийской астрологии, но называя ее по-другому, механически перенося их в западную систему и смешивая несовместимое. Практические результаты - удручающие, однако, терминология звучная и загадочная, теории - завлекательные и романтичные, и в итоге множество искренне интересующихся людей попали на удочку лжевосточных "пророков", которые сами давно и бесповоротно запутались в лабиринтах собственных фантазий.
Сейчас для всех, кто серьезно интересуется астрологией, появилась прекрасная возможность познакомиться с древней индийской системой непосредственно из уст живого носителя традиции. В конце июня в Москве проходила очередная Летняя астрологическая школа. На нее был приглашен знаменитый индийский астролог К.Н. Рао. Он читал интенсивный курс по теме: Карма и перевоплощение в индийской астрологии.
Доктор Рао - удивительный человек, сочетающий в себе, казалось бы несочетаемое. Он с детства был приобщен своей матерью, опытным астрологом, к миру традиционной индийской астрологии, развивался как астролог в русле жесткого следования передающимся через столетия древним секретным методам традиционного обучения и практикования астрологии. Астрология для него - священная дисциплина, неотделимая от духовного саморазвития и религиозного служения. Он признает астрологию только как науку самосовершенствования и помощи другим обрести свой путь. Доктор Рао очень традиционен и даже консервативен в этом вопросе, и также строго требователен к тщательному следованию древним неискаженным методам и техникам.
В то же время, он широко делится своими знаниями со всеми, кто серьезно интересуется астрологией, и он не делает секрета из своих традиционных методов, - хотя это и идет вразрез с требованиями большинства индийских профессиональных астрологов. За это он неоднократно подвергался и подвергается нападкам с их стороны. Но мистер Рао считает, что наступает эра Глобальной астрологии. Человечество давно уже не может делиться на мелкие изолированные группки, каждая со своими тайнами и секретами духовного развития. Сейчас, в эпоху тотальной технизации и прогрессирующей духовной деградации общества, встает вопрос о сохранении и пропаганде тех невидимых сокровищ, которые еще сохранились в некоторых более или менее закрытых и изолированных традиционных сообществах. Только это сейчас может спасти Традицию от вымирания, а следовательно, и все человечество от духовной смерти.
Борис Бойко
|
|