Солнце — максимальное Ян, выразитель фиксированной — концентрированной — стихии Огня в гороскопе. Луна, выразитель Инь, — главная представительница Водной стихии. Солнце и Луна находятся в постоянном, важном и отчасти загадочном взаимодействии. Мы привыкли к тому удивительному факту, что Луна точно совпадает по своим видимым размерам с Солнцем, особенно отчетливо это заметно во время Солнечных затмений. Это означает, что Луна находится в особой точке. Ведь будь Луна несколько ближе или дальше от Земли, полного солнечного затмения никогда бы не было. Солнечные затмения регулярны, и их число 28 за 18 лет. Цифры, интересные своей принадлежностью к Луне и ее движению — циклам. 28 дней — Лунный цикл, 18 лет — цикл обращения Лунных Узлов.
Еще один интересный факт: масса Луны составляет одну 80-ю массы Земли, тогда как масса всех планет Солнечной системы в сумме составляет одну 800-ю массы Солнца, то есть Солнце "нагружено" в 10 раз меньше. Ни одна из планет Солнечной системы не несет такой "нагрузки" как Земля. Но эта нагрузка является одновременно и противовесом — Луна своим притяжением уменьшает вес всех объектов. Для некоторых из них важно то, что это влияет на циркуляцию жидкости в них. Циркуляторная активность, подверженная волнообразности влияния Луны, возможно, влияет на многие другие процессы. Замечено влияние Луны на вызревание плода в материнской утробе — сроки измеряются в лунных месяцах. Человек, больше чем на 2/3 состоящий из воды, обязан Луне как противовесу, что он ходит и стоит на Земле, а не расплющен по ней.
Это все физические, астрофизические компоненты, но они наводят на мысли о том, что мнение астрологии древних и средних веков о том, что астрологическое влияние Солнца и Луны — равновелико, обретает какое-то новое обоснование и значение. Об этой равнозначности астрологического влияния светил мы иногда немного забываем. А ведь Луна не только занята инстинктами и эмоциональным "выравниванием" психики ночью, во время сна. Будучи управительницей кардинального водного знака Рака, архетипически соотносящегося с Бессознательным, Луна является главным действующим лицом. Водные знаки в Зодиаке (и никакие другие) не имели бы связи с человеком, не будь Солнца, Луны и планет. Они эту энергию транслируют, модулируют, распределяют и создают модель гороскопа. Луна наибольшим образом соотносится с Водной стихией, стихией впитывающей, выравнивающей, оберегающей. Луна, главная представительница Водной стихии, вместе с самой Водной стихией является хранительницей ПРАМУДРОСТИ, то есть всего содержания БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, которое вбирает опыт миллионолетий, бесчисленных витков эволюции, опыта. Этот опыт не исчезает и не может потеряться, так как он в каждой клетке, каждой функции, органе и рефлексе, каждом бессознательном психическом движении.
Бессознательное, накапливая живой материал жизни и опираясь на архетипические образы и мифы, уходящие корнями в его глубины, способно спонтанно рождать идеи, мотивации к воплощению в жизнь каких-то зримых или слышимых образов, способно также придавать им четкую форму в художественных творениях, произведениях искусства. Вряд ли можно говорить о том, что один индивидуум обладает большим бессознательным, а у другого оно беднее. Уходя в своем развитии в тысячелетние дали, бессознательное, скорее всего, общее для всех живущих в данное время, хотя содержание бессознательного может отличаться у людей разных народов, разной исторической культуры. Но различия эти не столь велики и значительны, чтобы человек любой культуры и происхождения не мог понять на бессознательном уровне человека совершенно другой культуры и уровня развития. Эволюция бессознательного уходит в слишком большую древность, где объединяет людей как вид (или, если это звучит зоологически, то как людей).
Кроме того, бессознательное целительно. Именно через бессознательное происходят так называемые "чудесные исцеления", и вообще многие чудеса шаманизма, факиризма, гипноза и других граничащих с этим вещей. Все это работа бессознательного, вернее, в указанных случаях — умелое воздействие на бессознательное в утилитарных и лечебных целях. И в некоторых случаях тот же шаман "работает" так умело и виртуозно, что может добиться феноменальных результатов (читай И. Ефремова).
Здесь назревает вопрос о том, что одним людям легче сообщаться с бессознательным, тогда как другим оно менее доступно, во всяком случае, в обычных ситуациях. Что же преграждает доступ? Сознание, конечно. Эволюция наградила человека сознанием, которое подарило ему все блага цивилизации: возможность сознательной учебы, исследования, различные изобретения — от изобретения колеса до строительства огромных городов со всем их содержимым. Сюда же все ремесла, развитие наук, движение в глубь земли и в космос.
Ну вот, достаточно доказательств полезности ума, рацио, рассудка, сознания — вещей, никакого отношения к бессознательному не имеющих, но из него рожденных. Важно то, что это разные виды психической активности. При этом сознание, интеллект не может ни понять, ни описать природу чувств, природу эмоционального реагирования, в котором нет участия рассудка, рацио, т.е. сознанию недоступно бессознательное.
Случилось так, что между сознанием и бессознательным возник некий антагонизм, и бессознательное отгородилось от сознания каким-то барьером. Но и в этом случае сработал главный механизм бессознательного — самосохранение, так как сознание, в его младенческом бытии потерялось бы, утонуло в той громаде опыта, который содержит в себе бессознательное в виде мыслеформ. Хотя это и неточно, потому что мыслей в бессознательном нет. МЫСЛЕОБРАЗЫ — вот чем полно бессознательное, это его содержание, и оно безмерно. Уж во всяком случае неизмеримо сознанием.
Но пора перейти к связи творчества, творческого начала в человеке с бессознательным. Творческий порыв, экстаз, вдохновение — иррациональны. Это непознаваемые, нематериальные части человеческой психики — души. Творческое начало зреет в глубинах психики, выражаясь затем в творческом порыве, вдохновении, когда этот человек воплотит затем свою творческую идею в конкретном художественном образе. При этом художественный образ несет в себе черты стиля и формы, которые присущи именно этому человеку. Творчество глубоко индивидуально, произведение же искусства всегда цельно и не распадается на элементарные составляющие именно потому , что творческая идея, замысел и его воплощение зародились в бессознательном, где нет делений и градаций.
Жизнь творческих людей обычно отличается большой эмоциональной открытостью, непосредственностью, слабой адаптированностью во внешнем мире. Часто даже детские черты присущи творческим людям (Моцарт, Пикассо...). Кроме того, творческие люди живут очень напряженной, насыщенной эмоциональной жизнью. Нередко такое напряжение настолько сильно, постоянно, что оно сжигает, испепеляет изнутри: Шопен, Моцарт, Шуберт, Лермонтов, Пушкин, Байрон, Чехов, Тулуз Лотрек, Чюрленис... Многие из них погибли в раннем возрасте от этого внутреннего горения. Чем богаче, острее, тоньше и глубже воспринимает и чувствует человек окружающий мир, чем сильнее, ярче, разнообразнее, мощнее его эмоциональные реакции, тем тоньше эта перегородка между сознанием и бессознательным, тем чаще для этого человека бывает открыт доступ в его глубины.
Жизнь и творчество великих мастеров довольно внятно показывает, что потребность в творчестве, является доминирующей во всей их жизни. Эта потребность, исходящая из бессознательного, сильно влияет на все их человеческие качества, делает всю их жизнь подчиненной работе и творчеству, и во многих случаях в ущерб здоровью и самой жизни. Творческая одержимость, исходящая из бессознательного, направляет и сам творческий процесс, придавая произведению стиль, форму, от которых автор не может сознательно отступить. Известно много примеров "борьбы с материалом" автора, когда он сознательно хочет что-то сохранить, убрать или привнести — не получается. Это говорит о том, что архетипы и символы очень сильны в бессознательном творческих людей, и они способны создавать независимые комплексы в их психике, которые направляют сознание, управляют им.
К.Г. Юнг значительное место в своих исследованиях уделяет именно творческим людям и творческому процессу, убедительно доказывая, что бессознательное располагает огромным количеством способов, которыми оно воздействует на сознание и, как считает Юнг, "не только влияет на него, но и полностью им управляет". Творчество, тем более художественное, удел наиболее ярких, одаренных представителей рода человеческого. Но ведь Бессознательное — это психический фундамент всех людей.
Исследование и трактовка астрологической карты должна вестись с этих позиций, то есть истоки всех мотиваций, действий, поступков лежат в бессознательном. И далее хочется поставить провоцирующий вопрос, который не ставился в астрологии: а что именно в карте относится к сознательному, что к бессознательному? Солнце — самосознание и осознание себя через знак Зодиака, нахождение и признание в себе основных черт этого знака. Марс, символизирующий импульс к действию, а затем способ действия, энергию, силу, получает мотив к действию в основном через Венеру, когда человек желает достичь какой-то жизненной ценности, которую обозначает Венера — принцип восприятия, осязания и всех органов чувств.
Существуют другие, более глубокие и сильные мотивации: поиск веры — Юпитер — Нептун, стремление к власти — Сатурн — Плутон. Все они "вызревают" в бессознательном и, поднимаясь затем к порогу сознания, становятся достоянием сознания, где их встречает один только Меркурий, в сопровождении и с помощью которого любые мотивации будут осознанно воплощаться в жизнь с большим или меньшим успехом. Получается, что с полной уверенностью к сознанию, сознательному мы можем отнести один только Меркурий.
Здесь хочется и пора сделать первый вывод. Да, астрология сильна своими наблюдениями, тысячелетней эмпирикой. Да, она дает в руки мастера определенные возможности выявления основных черт характера и вытекающих из него предсказуемых моделей поведения. Все это дает довольно сомнительную возможность прогноза, если не проведен самый глубокий психоанализ и прогноз опирается только на штампы аспектов и "узоров" гороскопа.
И далее напрашивается вывод о том, что астрология как пребывала в зачаточном состоянии наблюдательной отрасли познания, так и пребывает. Основная масса публикующихся исследований направлена на статистические уточнения действий аспектов и других составляющих гороскопа, все для той же цели — возможности более изощренного прогнозирования. Но эта возможность исчерпала себя, и остановила развитие астрологии как науки о человеке, его психике и психическом фундаменте — Бессознательном.
А ведь астрология сильна не прогнозами, а возможностью выявления и констатации многих личностных факторов, в том числе многих комплексов, которыми полна психика людей. Астрология сильна еще тем, что дает возможность увидеть и показать, почему случилось то, что случилось, почему произошло так, а не иначе. Зная "что" и "почему", зная психологические корни, можно при желании и необходимости менять свое отношение к этому, то есть менять психологические установки. Избавляться от чуждых комплексов, так называемых патологических доминант. В этом видится ключ к разрешению психологических проблем на уровне гораздо более высоком, чем только астрологический или психологический.
Приверженцы "чистой" астрологии упрекают в излишней психологизации современную астрологию, уводящую от ее основного назначения — предсказания. Но предсказания в том виде, в котором они бытуют в астрологии по сейчас, не удовлетворяют своей частой ошибочностью, приблизительностью, расплывчатостью, шаблонностью, да и просто неопределенностью. И какова цель предсказаний в наше время, что и кому они дают кроме развлечения нервических дам, страдающих избытком времени. Кроме того, поскольку астрология, река без берегов, имеет дело в основном с бессознательным, то те фиксации, которые в ней ищут, чтобы ухватиться за них ради своей психологической безопасности, духовной безопасности — отсутствуют.
Так мы пришли к тому, что астрология как отрасль познания не определенна в своем назначении. Так же к тому, что астрология не сможет стать наукой до тех пор, пока это назначение, а с ним и направление исследований, не будет определено. Очень похоже, что астрология может примкнуть к аналитической психологии. Во всяком случае, такой симбиоз представляется перспективным, опираясь на начатые Юнгом исследования психологии творчества и явной прикладываемости к этим исследованиям астрологического инструментария — архетипов, мифов, символов. Дальнейшие чисто астрологические описания архетипов знаков и планет, аспектов уже ничего не дают, они исчерпаны.
Занимаясь астрологией много лет, усматриваешь в ней очень большую потенцию и массу нераскрытых возможностей. Пока же остается надеяться на привлечение к астрологии все большего внимания подготовленных людей, психологов, врачей, культурологов для того, чтобы начать исследования в новых руслах. Через обращение к теме бессознательного хотелось вскользь показать общее в астрологии и аналитической психологии, представляется, что здесь одна из возможностей становления астрологии, разумеется, далеко не единственная.
Еще одна сфера познания, которую Астрология могла бы существенно расширить — философия и культура. Для людей, долго и глубоко занимающихся астрологией, не секрет, что она влияет на их образ мыслей и даже становится их образом жизни, мировоззрением. Астрология через свои символы, может объяснить, почему зарождаются те или иные социальные, философские течения, почему культура пришла в упадок или, наоборот, расцветает. Больше того, астрология дает возможность понять, почему развитие искусства и культуры принимает те или иные формы. Здесь интересным и полезным может быть астрологический прогноз, с одной стороны, он покажет возможности астрологии, с другой, направление исследований и научных поисков, обоснований.
Еще несколько наблюдений по поводу бессознательного. Они ведут к тому, что в гороскопах творческих гениев, как правило, сочетание Огня и Воды доминирует. Поэтому, может быть, одним из самых важных показателей творчества — спонтанного прорыва (Огонь) в область бессознательного (Вода) — является Луна. На Луну в астрологии в связи с творчеством обращалось совсем мало внимания, а она также важна, как и другие лунные принципы и стихия Воды, знак Рака и другие водные Дома. Знак Рака, действительно, самый архаичный, а 4 Дом — самый глубокий — это колодец детства и уход...
Люди с сильной Луной, как правило, очень чуственны, чувствительны, эмоциональны и эгоцентричны, они слушают свой внутренний голос... Они бывают по-детски растеряны и рассеяны, а значит сосредоточены на себе. Это может быть одним из показателей таланта. Если к сильной Луне прибавляется много стихии Огня и Воды, это уже человек ведомый — своими эмоциями, инстинктами, воображением, фантазией. Это человек с горящим факелом внутри, на который постоянно накатывают волны эмоций.
В творческом человеке бессознательное эмоциональное содержание всегда берет вверх над сознанием и его центром ЭГО. Сознание такого человека всегда восприимчиво и повернуто в сторону бессознательного. Оно в определенных случаях слабее, оно ведомо. Это периоды творческого вдохновения, эктаза, озарения. Недаром многие из великих — Леонардо, Глинка, Чехов, Бетховен, Метнер (это случайный, неполный перечень) — утверждали, что произведение ведет их, владеет, довлеет над ними, диктует свои условия развития и окончательную форму. У этих людей бессознательное своей мощью подавляет сознание и направляет творческий процесс в естественное русло.
Это сопоставимо с природными явлениями и процессами. Это стихийно. А ведь восточные философии и религии, в основу которых положено стремление отхода, отказа от мышления и сознания ради желания познать цельность бытия, в сущности движутся в направлении бессознательного. Правда, что они потом с этим делают мы не очень знаем, но, по крайней мере, единения с природой они достигают. Деревья и цветы, птицы и совершенство цвета и формы многих живых существ вряд ли определяется осознанной необходимостью или необходимостью примениться к внешним условиям. И все эти тварные и растительные создания воссоздали себя, пусть эволюционным путем, но уж без всякого сознания. Это творчество самой природы в них. И сознание здесь ни при чем.
Это не аналогия и даже не сравнение, но творческое в человеке, равно как и его творчество, надличностно. Все это проистекает из глубин архетипического далеко, из глубин нередко возбужденного, воспаленного бессознательного. Обойдем молчанием, насколько труднее жизнь творческих гениев. Но гении в награду получают ни с чем не сравнимый экстаз творчества.
Нам, простым, интересно было бы знать, а как можно увидеть творчество в гороскопе. А только на примерах. Другого доступа никак нет. Или надо быть гением астрологии. А мера больших или меньших способностей есть у всех. Больше того, их можно развивать сознательно. Во всяком случае, развивая в себе эмоциональность, чуткость, утончая свои эмоции в общении все с теми же творениями мастеров, в общении с природой, все тоньше и внимательнее приникая эмоциями, душой ко всему, что пробуждает наши чувства, бередит наши глубины, мы растем и тянемся к творческому в себе все больше и больше. Разумеется, гением надо родиться. Но ведь творения гениев безадресны, а значит они открыты всем, стремящимся их постигнуть, быть сопричастным в иной момент к творцу, конгениальным в восприятии творения.
Астрология расширяет сознание еще и тем, что она сталкивает с миром архетипов, мифов и символов, которые всегда больше, чем может вобрать, вместить в себя сознание. У человека может возникнуть импульс отправиться в путешествие за истиной, а это уже мотив, ведущий к более полному проживанию жизни. Через творчество, когда бессознательное на миг соединяется с сознанием и возникает миг озарения, рождается человек индивидуальный, или происходит так называемая индивидуация.
В астрологических принципах, их изучении лежит возможность найти путь согласия с природой, без сопоставлений и противопоставлений, сотрудничества с природой в себе и вне себя.
Владимир Колесников
|
|